ОДИНОЧНЫЙ ПИКЕТ

 

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ статья 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" дополнена частью 1.1, согласно которой совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных одним замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним единым публичным мероприятием.

Одиночное пикетирование является самой безопасной формой публичного мероприятия, тем более что в соответствиис пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" без предварительного уведомления оно может осуществляться только без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств. Именно потому, что такое мероприятие не представляет реальной угрозы ни для общественного порядка, ни для безопасности государства и не создает серьезной опасности для здоровья, имущества и нравственности граждан, не препятствует свободе передвижения третьих лиц, оно не требует уведомления. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, необходимость уведомления органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о публичном мероприятии вытекает из того, что само по себе нахождение достаточно большого количества людей в одном месте уже несет определенные риски и поэтому организатору публичного мероприятия необходима помощь в его проведении. В соответствии с требованиями закона задачей органов публичной власти является обеспечение в пределах своей компетенции и совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Для разграничения одиночного пикетирования и пикетирования группой лиц и недопущения злоупотребления этим правом достаточно положения статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии с которым минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

При соблюдении 50-метрового расстояния между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, в любых населенных пунктах, включая крупные города, исключается нарушение баланса свободы мирных собраний и свободы передвижения, и даже в тех случаях, когда участники одиночных пикетов объединены единым замыслом и общей организацией.

Например, несколько пикетчиков, располагающихся по одному у нескольких станций метро, использующих идентичные наглядные средства, выдвигающих общие требования и призывы и воспринимающихся и оцениваемых как единое публичное мероприятие, осуществляемое группой лиц, не могут представлять большей опасности для общественного порядка и для прав и законных интересов третьих лиц, чем совокупность нескольких одиночных пикетов.

I. Что такое одиночное пикетирование.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – пикетированием является:

«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).

Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:

«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).

Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):

Принципах законности – соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.

Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

II. Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.

Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).

Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга минимум 50 метров

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом – например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

Осуществляется без передвижения;

Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.

При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих.

При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество.

Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:

1.     скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2.     иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

III. Что необходимо для организации и проведения

1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);

2. Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

  • Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической
  • деятельности или публичное оправдание терроризма.
  • Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
  • Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
  • Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
  • Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Клевета
  • Ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оскорбление
  • Ст. 5.62. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дискриминация
  • Ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство
  • Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
  •   
  • Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов

IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1.     территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2.     путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо-  продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3.     территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4.     пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)

VI. Также важно знание оснований приостановления или прекращения публичного мероприятия:

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1.     дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2.     устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3.     в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.