Социально-экономическая зима близка

 

По данным Росстата временная эйфория от роста в промышленности начинает проходить и наступает долгое, но неизбежное похмелье. Вместе с ним наступает и понимание того, что объективная реальность суровее чем она есть, хотя буржуазная пропаганда продолжает нам петь в уши о том, что российская экономика на небывалом подъёме.

Индекс промышленного производства в России в 2015-наст. вр. (2018г. – базовый)

Отчасти с ними можно и согласиться. Для этого взглянем выше на график индекса промышленного производства: в феврале 2022 г. ИПП значительно просел, что было вызвано перестройкой текущего экономического положения и производители в это время осознавали, что произошло и как дальше с этим жить. Если мы вспомним в первые дни после 24 февраля 2022 ЦБ повысил ставку до 25% годовых, чтобы производители не брали кредиты «как в последний раз».

Далее ситуация нормализуется (это мы снова видим по графику – происходит «отскок»). Дальнейший рост ИПП (а вмести с ним и ВВП) был вызван вливанием огромных денег в военно-промышленный комплекс. Заметим: на эти деньги стали вливаться не в новые производства, а на то, чтобы оживить старые производственные мощности времён Советского Союза, которые были не задействованы на начало СВО. Помимо этого, мы наблюдаем рост реальных зарплат в обрабатывающей отрасли, что вызвано раздутым госзаказом. Как только деньги от государства были выделены эти мощности стали задействоваться. Однако предельный выхлоп от каждого введённого в строй старого станка и новой рабочей паре рук, не даёт должного эффекта. Ведь сегодня отсутствует в стране такая отрасль как станкостроение и других смежные отрасли. 

Власть пытается это исправлять. Обычная в данной ситуации тактика – засыпать избирателя деньгами. Как правило деньги правительство на различные выплаты (чаще всего это касается тех выплат, которые делаются не на постоянной основе) делаются из Фонда национального благосостояния. Динамика его размера очень хорошо показывает, когда в бюджете не хватает денег. Заметим, что это деньги, которые исключительно откладывались «на чёрный день». Хотя эти довольно немалые, даже на сегодняшний день средства (более 12 трлн. руб.) можно вкладывать в развитие предприятий - «национальных чемпионов» с трудоёмкой продукцией, которая при этом была бы конкурентоспособной.

Средства в фонде национального благосостояния по состоянию на 1 августа 2024 г.

Однако традиционная политика власти – заваливать проблему деньгами. Есть проблема с учителями и врачами в малых населенных пунктах – даём деньги, и они поедут. Есть проблема с рождаемостью - также даём денег и всё наладится. И даже признаем, что эффект от этого есть, но он кратковременный, в силу нескольких причин. Первая – это инфляция, которая снижает значимость тех сумм, которые выплачиваются государством. Материнский капитал, например, в 2007 году был 250 000 руб. и сейчас суммарно на двух детей – 833 000 руб., но согласитесь – эти суммы чрезвычайно разные при учёте текущих цен (хотя справедливости ради, его индексируют на уровень инфляции).

Вторая проблема в том, что эти меры – это просто выплаты по принципу «мир большой, держи деньги, разберёшься». А куда поедет специалист, который получит эти деньги. Натурально может попасть в средневековье, где может не быть электричества или даётся по расписанию (а такие уголки в Приморском крае есть), нет нормальной связи и так далее. Это, уже не говоря про отдалённость этих районов. В итоге молодой специалист отрабатывает срок, положенный по целевому договору, и возвращается в город. Вывод таков – денег просто выдать мало, нужны комплексные меры и продуманный подход для решения вопросов. Мало того, денежные средства даже в ФНБ не бесконечны. В случае отсутствия таковых проблемы обострятся, а под воздействием серьёзного сегодня внешнего фактора еще и усилятся. Уже сегодня сворачивается ряд стимулирующих программ, таких, как например «льготная ипотека», что может ударить по строительному сектору, «подсевшему» на государственные субсидии, закладывая перспективы для стагнации в данном секторе.

Выделение финансовой помощи или льготная ипотека не решают проблему комплексно. Власти часто принимают полумеры, которые не способны кардинально изменить ситуацию. Например, по разным оценкам, для того чтобы вырастить ребенка от рождения до 18 лет, требуется от 6 до 9 миллионов рублей с учетом расходов на образование. Подобная экономическая нагрузка делает рождаемость менее привлекательной.

Вспоминается история, нашей Родины. И.В. Сталин на протяжении более 10 лет готовил Советский Союз к неизбежному противостоянию с капиталистическими странами, что в 1941 году и произошло. И это происходило на протяжении 24 лет после революционных событий и Гражданской войны. Сегодня же спустя 33 года этой подготовки нет и не было. Была только голая пропаганда и красивые фасады, которые были эффективны только в стабильный период, а в период предкризисной ситуации их влияние сводится к нулю. Вылезли наружу все проблемы, которые копились годами, а СВО  просто обострило данные проблемы. 

Комплексного прохода в решении экономических проблем в виде создания реальных новых производств и развитой инфраструктуры не наблюдалось. Наоборот власти усугубляют проблему с воспроизводством населения, пытаясь выйти из демографической ямы 90-х годов. Выделяют деньги и создают «льготную ипотеку» (а на самом деле берут семьи с детьми в экономическое рабство). Вдобавок к этому власти занимаются так называемой «оптимизацией» школ, детских садов и т.д. При этом капиталисты с ведома и позволения нынешнего государства хотят эксплуатировать более дешевую рабочую силу, завозя мигрантов, создавая дополнительный кризис. Как последствие - коренные жители в силу экономических законов капитализма естественно проигрывают иммигрантам (они неконкурентноспособны по зарплатам). Однако квалификация иммигрантов значительно хуже, что создаёт внутрикадровую проблему и неэффективные предприятия с токи зрения использования трудовых ресурсов. В данной ситуации – это следствие экономии предприятий на труде.

Сальдо миграционного прироста (прибывшие – убывшие)  по странам Средней Азии в 2010-2023 гг.

Так как в массе своей для иммигрантов Россия - лишь перевалочная база и место заработка откуда любой момент большинство из них может уехать, что и произошло в 2022 г. Да, небольшая часть их остается в России и заводит семьи, однако возникают вопросы: «Какой реальный процент их остается и как он влияет демографический рост в целом?» , «Какой процент экономического и еще демографического ущерба они нанесли?». Это описано выше. Однако, чтобы не прослыть мигрантофобами скажем, что мигранты нужны экономике для замещения того труда, которого в стране не хватает. Однако должна быть более продуманная миграционная политика, которая значительно строже во множестве стран чем в России. Эта сбалансированность и строгость соблюдения правил всеми сторонами (и мигрантами, и государством) снимет много вопросов у коренных работников. В СССР при И. В. Сталине для строительства многих заводов привлекали иностранных специалистов, однако нахождение их в первом социалистическом государстве было чётко прописано и отслеживалось соответствующими органами. В Китае есть множество заводов, которые построили советские специалисты, однако сегодня в Китай для работы довольно сложно проникнуть с точки зрения бюрократии, а получить гражданство практически нереально. Это нормальная практика привлечение иностранных специалистов для развития своей экономики даже при социализме.

Что мы имеем: рост расходов действительно разогнал ВВП в первые два года после смены конфигурации экономики, разгон инфляции вследствие этих расходов, помноженный на ослабление курса рубля. Нарастающий кризис, связанный с мигрантами, капиталистические власти стали использовать для замалчивания вышеперечисленных проблем. Количество преступлений, совершаемых мигрантами и лицами без гражданства по состоянию на 2022 год составляет 2,03% от общего числа преступлений. Данную статистику вы можете сами проверит и посчитать по ссылке (http://crimestat.ru/offenses_table). Однако несколько прошедших событий, связанных с экстремисткой и террористической деятельностью, всколыхнули общественное мнение, и власти начали показательную борьбу с мигрантами. На деле это борьба Дон Кихота с ветряными мельницами. Почему так? Потому что это очередная ошибка, когда мы сужаем возможности по найму трудовых ресурсов, отпугивая мигрантов. Но мигранты — это следствие политики, которая была описана выше, а не сама причина. Встраиваясь в глобальные процессы и снимая барьеры для въезда в страну, помогая тем самым капиталу, была создана ситуация, когда зависимость от иностранного труда высока. Теперь мы наблюдем пример банальной нехватки работников с сфере ЖКХ, где сегодня необходим ремонт сетей как тепловых так электрических, а ремонтировать кадров не хватает. Нехватка ресурсов обостряет конкуренцию за работников при помощи повышения заработной платы, а это в свою очередь разгоняет инфляцию. Те, кто не повышает заработную плату  снижают качество услуг. Как пример - не хватает даже уборщиц, чтобы мыть подъезды. В силу экономических законов и рациональности работник выберет то место работы, где ему естественно платят больше, если конечно у него такой выбор есть, а сейчас у работника он есть.

Резюмируем: результат политики капиталистических властей, в интересах капитала привёл к текущей ситуации в России. Без мигрантов мы не сможем выстоять экономически. И это всё вдобавок обостряется демографическими проблемами. Сам капитализм порождает противоречия, которые его же и хоронят.   

 

Как же быть и что делать?

Обострять миграционную политику сейчас – не самое лучше решение, что доказано выше. Но навести порядок там необходимо. Для этого стоит прописать прозрачные правила кому можно выехать и на каких условия для трудоустройства, а самое главное их контролировать. Важно также уделять внимание коррупционной составляющей (имеется в виду существующие общины мигрантов, которые решают множество проблем мигрантов неформальным путём).

Для улучшения контроля за трудовыми мигрантами можно создать специальный реестр, в который будут включены только добросовестные работодатели. Такие компании смогут приглашать работников из-за границы, с тем чтобы они целенаправленно приезжали на определенные вакансии, имея на руках все необходимые документы. Контракты для мигрантов должны заключаться на срок не более трех лет(нынешнее патентное право необходимо отменить для мигрантов), с обязательным предоставлением временного жилья от работодателя. Свободный въезд мигрантов без определенного трудового места необходимо ограничить, а уже находящимся на территории страны дать три месяца на легализацию в рамках нового реестра. В противном случае должно применяться выдворение с конфискацией имущества и запретом на въезд. .

Важно обеспечить прозрачность процесса включения компаний в реестр, имеющих право нанимать мигрантов. Необходимо четко определить, какие компании могут попасть в этот реестр и на каких основаниях. Компании должны предоставлять регулярные отчеты, содержащие данные о количестве работающих у них мигрантов и уровне их средней заработной платы. Это необходимо для предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей, стремящихся к максимальной прибыли за счет дешевой рабочей силы.

Мигранты приезжают в страну не по собственной прихоти, а из-за экономических обстоятельств. Если установить строгий контроль за деятельностью компаний и условиями труда мигрантов, это может изменить ситуацию. Важно не забывать о защите трудовых прав мигрантов, создавая такие условия, при которых работодателю будет выгоднее нанимать местных работников на тех же условиях, что и мигрантов. Это позволит обеспечить равные условия труда для всех и снизить социальное напряжение.

Ситуация с миграцией требует более продуманного подхода. Меры, такие как аресты и выдворение, дают временный эффект, но в долгосрочной перспективе лишь усугубляют проблему, вызывая рост агрессии и обострение конфликтов. Экономические кризисы только усиливают эти напряжение. В итоге, формально ситуация может казаться под контролем, и радикально настроенные группы могут быть довольны, но, по сути, проблема остается нерешенной.

Контроль за миграцией позволит улучшить условия труда и, возможно, повысить рождаемость среди коренного населения, так как улучшение экономической ситуации способствует росту семей. Однако проблема требует комплексного подхода. Недостаточно бороться только с последствиями — необходимо устранить экономические причины миграции. Полумеры, на которые часто идут власти, лишь временно смягчают проблему, но не решают ее.

Реальный контроль миграции может быть достигнут только при переходе от капитализма к социализму, так как в условиях капитализма миграционные потоки и конфликты между мигрантами и коренными работниками искусственно создаются в интересах капитала. Важно помнить, что настоящие причины проблем кроются в существующей экономической системе, и пока она остается неизменной, коренных изменений ждать не приходится. Только переход к социализму позволит решить проблемы страны.

 

PS.

По данным УМВД России по Приморскому краю по состоянию на 01.07.2024 на территории Приморского края состояло на миграционном учете 50 367 иностранных граждан и лиц без гражданства (по состоянию на 01.07.2023 - 46 376) в том числе прибывших с целью:

- осуществления трудовой деятельности 32 301;

- деловые цели 1 963;

-частные цели 2 240;

- туристические цели 739;

- с целью учебы 5 126.

Согласно данным, данным УМВД России по Приморскому краю в 2023 году зарегистрировано 32 130 преступлений. Из них иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 331 (за 2022 год - 458) преступлений, что составило 1,03% от общего числа преступлений (в 2022 году -1,4%).

Как итоговый пример вместо решения реальных экономических проблем представители капиталистов ведут борьбу с абортами, на которой сосредотачиваются буржуазные депутаты. Необходимо обратить внимание на реальные причины, стоящие за демографическими проблемами. Если сравнить статистику, то видно, что в 2020 году в России было зарегистрировано около 300 тысяч абортов, тогда как в 1990 году в РСФСР эта цифра достигала 3,8 миллиона, несмотря на схожую численность населения. Это показывает, что проблема кроется не только в доступности абортов, но и в экономических условиях, в которых живет население.

 

Авторы – А.С. и А.В.

Индекс промышленного производства в России в 2015-наст. вр. (2018г. – базовый)
Средства в фонде национального благосостояния по состоянию на 1 августа 2024 г
Сальдо миграционного прироста (прибывшие – убывшие)  по странам Средней Азии в 2010-2023 гг.
Fatal error: Uncaught PDOException: SQLSTATE[HY000]: General error: 2006 MySQL server has gone away in /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/database/database.inc:2227 Stack trace: #0 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/database/database.inc(2227): PDOStatement->execute(Array) #1 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/database/database.inc(697): DatabaseStatementBase->execute(Array, Array) #2 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/database/database.inc(2406): DatabaseConnection->query('SELECT expire, ...', Array, Array) #3 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/lock.inc(167): db_query('SELECT expire, ...', Array) #4 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/lock.inc(146): lock_may_be_available('theme_registry:...') #5 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/theme.inc(449): lock_acquire('theme_registry:...') #6 /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/bootstrap.inc(460): ThemeRegistry->set(Array) #7 [internal function]: DrupalCacheArray->__destruct() #8 in /home/v/vlkprfrt/vlkprf.ru/public_html/includes/database/database.inc on line 2227