Бюджет обнищания и вымирания
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ Владимира КАШИНА на первом чтении проекта федерального бюджета на 2007 год
На основании детальной проработки проекта бюджета-2007 фракция КПРФ заявляет, что предложенный правительством бюджет не только не решает проблемы вымирающей России, а, скорее, их консервирует и множит. Правительство даже не пытается переломить тенденцию деградации страны. Видимо, нынешний статус России как сырьевого придатка власть вполне устраивает. Поэтому она ограничивает свою деятельность до минимума: всё те же борьба с инфляцией, раздача внешних долгов и уже ставшее маниакальным изъятие финансов из экономики.
Так, запланированный профицит бюджета на 2007 год - 1,5 триллиона рублей - в два раза превышает профицит бюджета 2006 года и составляет почти 1/3 его расходной части.
В результате стабфонд к концу 2007 года может вырасти почти до 6 триллионов рублей и фактически сравняться с доходной частью федерального бюджета. В стране будут существовать как бы два бюджета. Один - для латания дыр внутри страны, другой - для инвестирования западной экономики. Это противоречит не только всем канонам экономической науки, но и элементарному здравому смыслу. Фактически правительство России выкачивает кровь из полуживого тела собственной экономики и вливает ее в жилы мощнейших экономик наших конкурентов. Абсурд! Россия, вымирающая по миллиону человек в год, - спонсор "золотого миллиарда"!
Возникает впечатление, что проект бюджета-2007 составлялся не в России, а далеко за ее пределами.
Бесспорно, что и доходная, и расходная части бюджета значительно выросли, но увеличение расходных статей едва покрывает инфляционные потери, которые за январь-июль 2006 года составили почти 11%. К концу года инфляционные ожидания могут составить 12-13%. Это означает, что никакого развития отраслей народного хозяйства на ближайшую перспективу правительство даже не планирует.
Преданы забвению "удвоение ВВП", научно-технический прогресс, обрабатывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Именно об этом свидетельствует постатейная структура расходов бюджета. Так, на национальную экономику выделено средств в 1,8 раза меньше, чем на оборону, - 495,1 млрд. рублей, или 9,1% расходной части бюджета. А на сельское, лесное, водное хозяйство, охрану окружающей среды, вместе взятые, в рамках национальной экономики отводится всего около 1%, или 51 млрд. рублей. Итоги многолетней подобной финансово-экономической политики разрушительны. В стране от производства машин и оборудования остались малые крохи. Не лучшим образом обстоит дело в легкой промышленности, в 18 раз по сравнению с 1990 годом сократилось строительство гражданских самолетов, разрушено сельское хозяйство.
Кричащая ситуация сложилась в социальной сфере. Однако правительство всего на 2,8% увеличивает ассигнования на этом направлении по сравнению с 2006 годом.
При колоссальном избытке денежных средств государство урезает расходы на поддержку пенсионеров, социальное обслуживание и обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство. Власть открыто проводит политику, сравнимую с геноцидом по отношению к своему народу, и планирует сокращение его численности на 700 тысяч в 2007 году.
Однако при этом правительство в полной мере обеспечивает свои бонусы и преференции, откровенно прописывая их в проекте госбюджета. Основные полномочия по финансовым взаимоотношениям с субъектами РФ правительство оставляет за собой, выводя эти вопросы из-под влияния Федерального собрания. Прежде всего это касается распределения дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов, что зафиксировано в статьях с 42-й по 50-ю включительно проекта закона.
Проект бюджета-2007 содержит ряд сомнительных новаций, которые изложены в статьях 63, 105, 107. Вот несколько примеров.
Статья 63 разрешает правительству РФ внести 4,5 млрд. рублей в уставной капитал ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". С какой целью делается этот взнос? Как он будет использоваться? Какая от этого выгода рядовому налогоплательщику? Ответов нет.
Статья 105 отстраняет парламент от утверждения перечня строек и объектов для федеральных и государственных нужд. Теперь это прерогатива, как нетрудно догадаться, того же правительства. Статья 107 дает право правительству утверждать перечень объектов, подлежащих приобретению, строительству и реконструкции за рубежом, а статья 113 разрешает ему же выделять субвенции и субсидии не только государственным организациям, но и "организациям любой организационно-правовой формы" и т.д.
Нам непонятно, кто позволил правительству столь радикально сократить полномочия парламента и столь бесцеремонно наградить себя, "любимых", сомнительными функциями по распределению бюджетных средств без ведома Госдумы. Можно было бы оправдать эти действия, если бы что-то получалось у правительства в стимулировании и выравнивании возможностей регионов, искоренении коррупции и казнокрадства при использовании бюджетных средств. Но ведь всё как раз наоборот: в 40 раз разнятся доходы и возможности регионов, только за последний год 300 высших федеральных и региональных чиновников привлекались к уголовной ответственности. Всё это свидетельствует о необходимости усиления контроля парламента за формированием и расходованием федерального консолидированного бюджета со стороны правительства.
С этой трибуны я хочу задать присутствующим здесь представителям правительства следующие вопросы:
- Почему правительство боится возрождения сильной России, ее мощного промышленного и сельскохозяйственного производства и упорно не видит, что продолжение нынешней социально-экономической политики ведет к банкротству предприятий, вымиранию сёл и деревень, уничтожению трудовых ресурсов?
- Почему власть не видит масштабов 15-летнего разорения собственной страны?
- Почему вымирают русский и другие коренные народы России?
- Почему власть (и бюджет-2007 тому подтверждение) не решает эти проблемы?
Ответов на эти неудобные вопросы власть не даёт. Поэтому давайте сами на них ответим. ЧТО и КАК можно сделать для реального улучшения жизни людей? КПРФ давно предложила власти систему мер.
Наши предложения по бюджету 2006 и 2007 годов в сравнении с предложениями правительства приведены в таблице.
Как видите, предложенные нами бюджетные меры просты и логичны. Первое и необходимое условие их реализации: профицит федерального бюджета на 2007-й и последующие годы предлагается отменить (это общепринятая практика всех развитых государств) и ограничить поступления в золотовалютные резервы. Высвобождающиеся средства использовать на развитие экономики и социальной сферы.
Кроме перечисленных мер, предлагаем использовать и налоговые:
- значительно снизить единый социальный налог, заменив его взносами в государственные внебюджетные фонды, что выведет из тени зарплату;
- восстановить налог на наследование, освободив от него объекты недвижимости не дороже 3 млн. рублей;
- ввести рентные платежи на добычу природных ископаемых;
- восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль;
- отменить налог на добавленную стоимость, заменив его налогом с продаж в размере 5-10%;
- ввести государственную монополию на оптовый оборот алкоголя;
- сократить общее количество налогов и сборов. Это повысит собираемость налогов и не менее чем в 1,6 раза увеличит доходную часть бюджета.
Фракция КПРФ предлагает также изменить соотношение налоговых отчислений в пользу регионов на уровне 62%. Сегодня это соотношение абсурдно: расходные обязательства между федеральным центром и регионами поделены в пропорции 40% на 60%, а федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации соотносятся в пропорции 59% на 41%. Неудивительно, что в результате столь "мудрого" бюджетного планирования в настоящее время 60% российских регионов - дотационные и сидят на финансовой игле правительства.
Кроме того, следует незамедлительно применить общеэкономические меры:
- установить мораторий на дальнейшую приватизацию, разрушающую экономику и углубляющую кризисные тенденции в сфере производства. Предложенный правительством перечень к распродаже федеральных унитарных предприятий на 2007 год шокирует;
- остановить процедуру банкротства предприятий, чтобы предотвратить передел собственности путем преднамеренного банкротства и прямого захвата наиболее доходных предприятий.
В богатейшей стране мира достойно должно жить всё население, а не ничтожное меньшинство, захватившее всенародную собственность и паразитирующее на остальном народе.
И роль бюджета в возрождении России колоссальна! При условии, что бюджет научно обоснован и в него заложены верные приоритеты, он может быть одним из мощнейших инструментов восстановления мощи страны. И российский бюджет ОБЯЗАН стать таким инструментом!
Однако представленный нам проект игнорирует мнение экономической науки. В нелицеприятном экспертном заключении Института экономики РАН его авторы называют бюджет-2007 "бюджетом неиспользованных возможностей". В экспертизе, в частности, говорится: "Проект бюджета-2007 реализует государственную финансовую политику, которая, вопреки декларируемым задачам, по ряду направлений определяет перспективу торможения социально-экономического развития страны".
Фракция КПРФ дает более жесткую оценку проекту бюджета-2007 и не может голосовать за антинаучный бюджет воровской олигархии, за бюджет обнищания и вымирания страны.
Мы предлагаем:
- организовать в Государственной думе парламентские слушания с приглашением ведущих российских экономистов с целью дать оценку научной обоснованности проекта бюджета-2007, дать прогноз последствий его реализации и провести его социально-экономиче-скую экспертизу;
- принять предложения фракции КПРФ по формированию государственного бюджета-2007. В случае их отклонения - дать научно обоснованную аргументацию по каждому пункту.
И в заключение хочу сказать, что утверждения министра финансов Кудрина о том, что команда сегодняшнего правительства имеет опыт работы в рыночных условиях, не соответствуют действительности. Вот команда Примакова и Маслюкова имела реальный опыт руководства реальной экономикой. Имела такой опыт команда Брежнева, которая обеспечила возможность России прирасти за 18 лет на 12 миллионов человек и одну только энергетическую составляющую увеличить в 2,3 раза. А ваша команда, господа, скорее напоминает пожарную или похоронную команду, результаты деятельности которой можно оценить с натяжкой на жирную "двойку".