Распилы лесного бизнеса

ЛЕСНАЯ БРАТВА ПО-ПРИМОРСКИ

После публикации в № 14 «АВ» статьи «По законам тайги и лесной мафии» в редакцию посыпались обращения жителей лесных поселков Дальнереченского района. Они хотели пообщаться с журналистами и сотрудниками правоохранительных органов.


А.В. ЛЕБЕДЕВ, эколог, руководитель
ОО «БРОК», и глава администрации
Малиновского сеельского посления
Двое корреспондентов из «Арсеньевских вестей» и руководитель общественной организации «БРОК» А.В. Лебедев отправились на места событий, описанных в той статье, и побывали в восьми лесных поселках Дальнереченского района.

Во всех восьми поселках нам рассказывали о том, что в Дальнереченском районе лесной бизнес приобретает все более криминальные оттенки.

От жителей района мы услышали, что некоторые из бизнесменов, занимающиеся лесным бизнесом в настоящее время, занимают посты в городской администрации и лидирующие позиции в местном отделении единороссов. Под эгидой городской власти появились люди, которые все чаще не брезгуют криминальными способами наживы.

Опять же со слов жителей, под покровительством одного из городских авторитетов на лесозаготовительных территориях в Дальнереченском районе орудуют парни, которых именуют «спортсменами». Когда-то они занимались спортом – тяжелой атлетикой, рукопашным боем. А позже стали испытывать свою физическую мощь и спортивную сноровку на людях. Спортсмены держат в страхе население. В случае неповиновения или протеста могут избить непокорного до полусмерти.

Селяне считают, что после выборов 2009 года некоторые активисты лесного криминала пришли в структуры местной власти и чинят свои порядки...

«Используя должностные полномочия, – рассказывает предприниматель И., – они принялись разорять частные предприятия... в целях собственного обогащения.

Сначала находили малейшие нарушения в организации частного предприятия – обустройстве помещения или прилегающей территории. Затем отправляли к директору частного предприятия своих представителей. Но вместо того, чтобы решить вопрос цивилизованным способом, требовали «откуп» в размере N-ой суммы. Затем «перекрывали кислород» и ставили «на счетчик».

Таким образом в Дальнереченске собирают «дань» и по сей день... и не только с «провинившихся». Столь легкий способ наживы стал уже традиционным. Обратившиеся в редакцию «АВ» говорили о том, что значительную роль во всей стратегии лесного бизнеса занимает колоритная в городе фигура — Сергей Васильевич Лабунец.

Сергей Лабунец – руководитель местного отделения партии «Единая Россия». По его инициативе был организован благотворительный фонд «Возрождение».

Я решила обратиться к нему и спросить, является ли правдой то, о чем рассказывают жители Дальнереченского района.

Я позвонила на его мобильный телефон и услышала:

– Кто звонит?

– Вас беспокоит корреспондент федерального издания «Арсеньевские вести» Наталья Фонина. Хотелось бы задать вам несколько вопросов.

Я попросила моего собеседника назвать свое имя и должность. Но он парировал:

– Я не Сергей Васильевич Лабунец.

– В таком случае представьтесь, пожалуйста.

На мой вопрос ответа не последовало. Но собеседник подтвердил, что он сотрудник Сергея Лабунца. О своих должностных полномочиях откровенничать не стал. Поэтому в дальнейшем будем именовать его сотрудником С.В. Лабунца.

– Сергей Васильевич будет через неделю. Но вы можете задать вопросы мне.

– Как поживает ваш благотворительный фонд «Возрождение»? Он работает, как и прежде?

– Ни о каком фонде «Возрождение» я не знаю, – шокировал меня ответчик.

Странно, о фонде «Возрождение», который открыт в Дальнереченском районе несколько лет назад, известно многим жителям провинциального городка. Неоднократно о фонде «Возрождения» писали в «АВ». Неужели сотрудник С. Лабунца ничего не знает о фонде «Возрождение»?

– Говорят, что группа лесных магнатов, получив в вашем городе статус властной элиты, вымогает с предпринимателей и жителей города дань. Это соответствует действительности?

– У вас есть конкретные сведения на этот счет?

– Сведения имеются. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Назовите хоть одну фамилию из тех, кто обратился к вам. Вряд ли такие найдутся...

– Извините, назвать фамилии людей я вам не могу. Они попросили меня не разглашать их имен. Всё-таки то, о чем они говорят, правда?

– Сейчас я ничего не скажу. Позвоните завтра.

– Хорошо, я обязательно позвоню.

На следующий день абонент не вышел на связь.

Интересно, о чём хотел сообщить мне сотрудник С. Лабунца? И почему об этом нельзя говорить прямо и открыто? Настораживает и тот момент, что сотрудник С. Лабунца говорил по его личному мобильному телефону и не захотел представиться.

Нелегалам – зеленый свет?

– В таежных поселках — на лесных делянах, скрытых людей – всё чаще действуют «особые» порядки и законы – считают жители Пожиги и Ариадного. – До недавнего времени в Дальнереченском районе работала фирма «Аралия», которую возглавлял Андрей Юрьевич Соболев. Фирма активно заготавливала лес.

О том, что фирма была официально зарегистрирована, но не так давно перестала существовать, сообщили в налоговой инспекции.

Рассказывает Андрей Гагаркин, отработавший в бригаде А.Ю. Соболева в Пожарском районе более трех месяцев:

«В нашей бригаде работало около пятидесяти человек. Мы рубили просеку и проводили линию высоковольтных передач. Некоторым ребятам А. Соболев выплатил часть заработной платы. Но многие, работавшие в зимнюю стужу на тяжелых и даже опасных работах в лесу, остались без средств к существованию. Соболев не выплатил им заработную плату, и все обращения рабочих к нему оказались безуспешными. Мы пытались узнать о том, каким образом с нами собираются рассчитываться. Но не получили ответа. Более настойчиво потребовать выплатить заработную плату многие боятся: знают, что в любой момент могут попасть в руки к ребятам-спортсменам. Уйти от них невредимыми будет мало шансов».

Согласно служебной записке, имеющейся в редакции (автор просил его не называть), трактора фирмы «Аралия», заготавливающие лес незаконно, задерживались неоднократно. По этому поводу было возбуждено более двадцати уголовных дел.

Рассказали представители охранного предприятия:

«Трактора отправляли на ближайшую арест-площадку арендатора С. Соболя. Расследование проводили правоохранительные органы. Но спустя непродолжительное время эти же самые трактора вновь арестовывали в лесу на... незаконных рубках. Так повторялось несколько раз.

Например, в апреле 2009 г.на лесной просеке, которую в Дальнереченском районе прозвали падью Жукова, задержали трактор ДТ-74. В тот же день технику отправили на арест-площадку к арендатору А. Соболю. Как полагается, было заведено уголовное дело. Но спустя некоторое время история повторилась. ДТ-74 вновь бороздил лесные просторы и заготавливал нелегально лес. Трактор задержали повторно».

Но, позвольте, как на арендуемой кем-то лесной площади может располагаться арест-площадка для техники черных лесорубов?

Все уголовные дела приостановлены. Очевидно, с позволения начальника криминальной милиции О.А. Хана и начальника следственного отдела Митюк.

Виновных не найдено. Неужели арестованные на незаконных порубках трактора и их хозяева – для сотрудников полиции неубедительное доказательство?

И совсем «фантастическая» история случилась на лесозаготовительных территориях Дальнереченского района нынешней зимой.

Мне удалось узнать по телефону у Андрея Соболева, что с арест-площадки, которая принадлежала ему, действительно угнали двадцать три трактора. Далее наш разговор прервался и в течении трех дней Андрей Соболев больше не отвечал на мои звонки.

Как могли угнать одновременно двадцать три трактора с арест-площадки, расположенной посреди лесного поселка?

Во-первых, по словам местных жителей, трактора находятся под охраной сторожа.

Во-вторых, дело происходило зимой. Попробуйте завести трактор в зимнее время... Дымовая завеса, которая образуется во время работы двадцати трех тракторов, окутает всю округу.

Как чувствовали себя при всем происходившем сторож, находившийся на арест-площадке, и жители села? Двигающая колонна тракторов, вероятно, создала иллюзию надвигающейся военной дивизии.

«Эпидемия» нелегального

«Развитие системы казенных предприятий, – рассказывает депутат думы Дальнереченского района Константин Николаевич Доброшевский, – позволило скупать лес, в том числе и нелегальный, по бросовым ценам. Открытый доступ к «живым деньгам» позволяет полулегальным лесодобытчикам в таежных районах воровать лес в больших количествах. Пилорамы, организованные без соблюдения соответствующих требований – источник воровства.

И правоохранительные органы объезжают их стороною.

Хозяева пилорам, как правило, китайские предприниматели, которые незамедлительно перерабатывают лес, грузят пиломатериалы в фуры и отправляют за границу.

В Малиновском поселении работает пять китайских пилорам, в Любитовке две. Представляя интересы жителей поселений, я, как депутат неоднократно обращался в полицию с просьбой провести проверки на пилорамах. Ведь многие из них работают с нарушениями их оборудования, требований пожарной безопасности. Более того, не контролируются сорта и количество перерабатываемой древесины.

Из отдела по борьбе с экономическими преступлениями мы получили ответ, подписанный начальником районного отделения полиции Гончарук – « нарушений не обнаружено». И в который раз наши ходатайства остаются неотвеченными. Почему? Ведь я, думаю, правоохранительные органы прекрасно знают о том, что на пилорамах, особенно тех, которые организованы китайскими предпринимателями, в основном, ворованная древесина».

Организовать проверки на пилорамах не мешало бы.

Говорит глава администрации Малиновского сельского поселения Николай Борисович Гричишин:

«Большинство пилорам в таежных поселках работают нелегально. Я не имею полномочий проверять законность заготавливаемой древесины. Но могу сказать, что администрация пилорам зачастую не имеет разрешительных документов. Китайские рабочие, которых на пилорамах работает большинство, не имеют трудовых виз. Как правило, они приглашены в качестве специалистов.

Но мы ходатайствуем о проведении проверок на пилорамах. И в ближайшее время такие проверки будут организованы».

Жизнь под покровом тайги...

Контролировать ситуацию на лесных делянах и пилорамах, все сложнее. Может быть, потому, что, подобно климатическим катаклизмам и изменениям, которые с каждым годом ощущаются всё острее, постепенно преображается обстановка и в «лесном бизнесе». Иногда тех, кто пытается очистить лес от воровских бригад, преследуют самым суровым образом.

Как рассказали в Дальнереченском филиале Приморского лесничества, зимой 2009 года скандальный случай произошел в районе ключа Малая Пожига. Инженер по охране леса пытался задержать трактор, работавший на лесозаготовках нелегально. Неподалеку от курса его следования нашли самовольную порубку – следы работы трактора черного лесоруба.

Рассказывает лесничий:

– К., напавший на меня, накинул на шею петлю и начал душить меня. Но случайно рядом появились люди.

Как пояснили жители Малой Пожиги, К. известен в округе, как один из лидеров криминальной группировки спортсменов.

Лесничий написал заявление в правоохранительные органы. Началось расследование. Но вскоре следствие приостановили, поскольку лесничий не стал добиваться наказания избивавшего его К. Объяснял тем, что лучше не ворошить прошлые события.

Случай не был предан огласке.

Рассказывают, что некоторые местные жители, отправившиеся на заработки на лесозаготовки, пропали без вести. Один из них – Александо Киргизов, житель села Рождественка – исчез странным образом около трех лет назад. До сих пор от него нет никаких известий. Что произошло в действительности, можно только предполагать.

Нина Киргизова, мать Саши, рассказывает:

«Сын устроился работать в бригаду Евгения Милкина.

Бригада состояла из трех человек. Саша работал трактористом-вальщиком. Но после нескольких дней работы по причине технических неполадок трактор отправили на базу в с. Ариадное. Технику ремонтировали. Рабочие отдыхали тут же, на базе. Но случилось несчастье – Сашин ребенок заболел и попал в больницу. Мы принялись звонить работодателю – Е. Милкину. Евгений Милкин сообщил, что Саша уехал домой несколько дней назад.

Как рассказывали ребята из бригады Е. Милкина, они не видели, как С. Киргизов покидал территорию базы, потому что утром отправились на реку. Когда возвратились, Саши не было. Семейная пара, охранявшая территорию базы, уверяет, будто тоже не видела пропавшего в этот день Сашу».

Сам Евгений Милкин о случае, произошедшем около трех лет назад, вспоминает с трудом, говорит, что никаких конфликтов с Киргизовым у него не возникало.

– Саша сам изъявил желание покинуть базу. Собрал вещи и удалился в неизвестном направлении.

Нина Киргизова написала заявление в отделение милиции в тот же день, когда узнала, что сын пропал без вести. Далее начала самостоятельно искать сына.

– Мы опрашивали водителей автобусов, следующих в направлении села Ариадное. Искали сына в соседних деревнях и селах. Опросили всех свидетелей, которые общались с Сашей до момента его исчезновения. Но так и не узнали ничего, что могло бы помочь его разыскать.

Родители Саши Киргизова, пообщавшись с людьми, которые могли приоткрыть тайну исчезновения их сына, пришли к мнению, что вряд ли сотрудники правоохранительных органов выезжали на место событий и опрашивали кого-то из этих людей.

«В отделении милиции нам обещали объявить Сашу в федеральный розыск.

Кажется странным, что, не проведя оперативно-розыскных меропирятий и не выехав на место событий, сотрудники правоохранительных органов обратились сразу же в федеральный розыск». Может, они заранее знали о том, что искать Александра не имеет смысла?

Большой птице – высокий полет

Неоднозначная обстановка сложилась и на близлежащих лесозаготовительных территориях арендатора Ю.Н. Дуба. Бизнесмены, с которыми мне довелось общаться, не решаются в СМИ называть свои имена по причине того, что боятся мести лесных магнатов. Они рассказывают:

«Мы платили дань арендатору Юрию Никитовичу Дубу за то, чтобы заниматься незаконной заготовкой леса. Воровские бригады находились, по нашему мнению, под чутким контролем начальника криминальной милиции О.А. Хана. Когда проходила крупномасштабная операция по пресечению контрабанды с участием МВД, нас арестовали, опять же... не без содействия Олега Анатольевича Хана. Когда наши трактора арестовали, начальник криминальной милиции О.А. Хан заставлял «разными методами» давать такие показания, которые не соответствовали действительности, но по каким-то субъективным причинам были удобны».

В таежных поселках Дальнереченского района об Олеге Анатольевиче Хане нам поведали многое. Жители Дальнереченского района считают, что начальник криминальной милиции – человек непредсказуемый, и его методы расследования порою граничат с жестокостью. Люди боятся его преследований. Ходят легенды о том, будто он наблюдал, как людей избивали до смерти, закапывали, и больше этих несчастных никто не находил. Правда это, или выдумки – тайга хранит тайны.

С Юрием Никитовичем я созванивалась при подготовке прошлой публикации «По законам тайги и лесной мафии». Он посоветовал мне обратиться по поводу уголовных дел в правоохранительыне органы города Дальнереченска. На этот раз Юрий Никитович на мои настойчивые звонки не отвечал.

Олег Анатольевич Хан – один из легендарых героев публикаций в «АВ». Прославился тем, что задержал журналистку в «застенках» полиции, когда она намеревалась узнать у него лично, как расследуются уголовные дела по лесной контрабанде в Дальнереченском районе. Однако никаких мер по отношению к О.А. Хану в связи с воспрепятствованием им журналистской деятельности не принято и по сей день.

Более того, народная молва донесла, что намечаются «благоприятные перемены» – Олега Анатольевича готовятся повысить в должности. Некоторые говорят: «большой птице – высокий полет, засиделся Олег Анатольевич на одном месте, пора отправиться в столицу Приморья». И бытуют такие предположения, что любезная «услуга» стоила немалых денег, которых не пожалел его друг-покровитель.

Впрочем, такого просто не может быть. Нет, вы поймите правильно, к крепкой мужской дружбе отношусь очень положительно. Но, что касается всего остального… нужно подумать. Хочется верить в безупречность полицейского мундира.

Прошу считать эту публикацию заявлением прокурору Приморского края. Господин прокурор, разберитесь также в деятельности О.А. Хана, прежде, чем принять этого человека в ряды краевой прокуратуры.

Наталья ФОНИНА,
фото Сергея КИРЬЯНОВА.

Арсеньевские Вести