МАРКСИЗМ Краткий курс часть 1

1. Понятие марксизма

2. Диалектический материализм

2.1 Понятие диалектического материализма

2.2 Первичность материи и вторичность сознания

2.3 Познаваемость мира

2.4  Всеобщая связь предметов и явлений

2.5 Движение 

2.6 Единство и борьба противоположностей как причина развития.

2.7 Переход количественных изменений в качественные как способ развития

3. Исторический материализм

3.1 Понятие исторического материализма

3.2 Способ производства.

3.3 Общественно-экономические формации

3.4 Классы и классовая борьба

3.5 Государство и право

3.6 Революция

3.7 Национальный вопрос

3.8 Война 

3.9 Роль масс и личности в истории

3.10 Общественное сознание

4. Политэкономия

4.1 Понятие политэкономии

4.2 Первобытно-общинный способ производства

4.3 Рабовладельческий способ производства

4.4 Феодальный способ производства

4.5 Капиталистический способ производства

5. Коммунизм

5.1 Понятие коммунизма

5.2 Социализм

5.3 Зрелый коммунизм

5.4 Коммунистическая партия

1. Понятие марксизма

 Марксизм – это наука о наиболее общих законах природы и  общества, об отношениях между людьми по вопросам производства и распределении материальных благ и о революционном преобразовании общества. 

Марксизм был создан учеными 19 века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В дальнейшем вклад в его развитие внесли Владимир Ленин и Иосиф Сталин. 

Марксизм имеет следующие составные части:

- диалектический материализм

- исторический материализм

- политэкономию

- коммунизм

Изучив составные части марксизма в отдельности, мы изучим марксизм в целом. 

Следует помнить всегда, что марксизм это не догма, а руководство к действию!

2. Диалектический материализм

2.1 Понятие диалектического материализма

Диалектический материализм (диамат) – это наука о наиболее общих законах природы.

Философия  - это совокупность взглядов  о мире в целом. В переводе с греческого слово философия значит -  «любовь к мудрости». В древности всех ученых называли философы. 

Основной вопрос философии - что первично – сознание или материя?

В решении основного вопроса философии тысячи лет назад все философы разделились на два противоположных лагеря - на идеалистов и на материалистов.

Идеализм – направление в философии представители которого  утверждают, что сознание первично, а материя вторична.  

Они считают, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, что было поэтому якобы время, когда материи не существовало, что она возникла или была создана. 

  Существуют две основные формы идеализма - объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм – идеалистическая концепция, представители которой признают существование некоей сверхъестественной силы, якобы создающей всё существующее в природе и обществе.  

   Субъективный идеализм – идеалистическая концепция, представители которой утверждают, будто человеческое сознание порождает материю. Все вещи и их качества - цвет, запах, звук, тяжесть, твёрдость, температурное состояние и т. п. – они считают субъективными, т. е. существующими лишь в сознании человека.

Материализм – направление в философии представители которого утверждают, что материя первична, а сознание вторично,  что материя вечна и бесконечна, что мир не имеет ни начала, ни конца как во времени, так и в пространстве.

Таким образом идеализм и материализм являются непримиримыми направлениями в философии. С древнейших времен между идеалистами и материалистами идет непрерывная борьба.

Для маскировки своих идеалистических взглядов некоторые идеалистами была  создана концепция дуализма. 

Дуализм - концепция представители которой считают, что материя и сознание не предшествуют друг другу, а возникли одновременно и  развиваются параллельно. Дуалисты утверждают об «устарелости» противоположности между материализмом и идеализмом и борьбы между ними. Они заявляют, будто им удалось преодолеть «односторонность» материализма и идеализма и создать философию, не являющуюся ни материалистической, ни идеалистической. На самом деле воззрения дуалистов рано или поздно приводят в конечном итоге  к объективному или субъективному идеализму. 

В действительности нельзя ни примирить материализм и идеализм ни подняться «выше» противоположности материализма и идеализма.

Метафизический метод познания (матафизика) заключается в том, что окружающие явления рассматриваются независимо, изолированно друг от друга, вне движения, изменения, развития. 

Сторонники этого метода познания считают, что есть вещи, независимые от других вещей, что есть абсолютно неподвижные тела, неизменные сущности, что развитие сводится только к количественному росту. Они утверждают, что противоречия возможны только в мышлении, да и то в случае заблуждения, а в явлениях природы и общества они невозможны. 

Диалектический метод познания (диалектика) заключается в рассмотрении окружающих явлений в их взаимосвязи и взаимодействии, в их движении, изменении, развитии на основе внутренних, присущих самим явлениям противоречий. 

Слово «диалектика» происходит от древнегреческого слова «диалего», что значит вести беседу (спор).  Впоследствии словом «диалектика» стали обозначать не столько способ полемики, сколько способ изучения явлений, вскрывающий внутренне присущие им противоречия.

Диалектика и метафизика - два противоположных друг другу метода познания.

В ХIХ веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс объединили материализм и диалектику (точнее применили к материализму диалектический метод познания) и создали диалектический материализм. Создание диалектического материализма стало великим научным открытием, подлинной революцией в науке.

Диалектический материализм является теоретической основой научного познания. Есть законы математические, физические, химические, биологические, физиологические, общественные и другие. Могут ли эти законы составить метод познания для всех других явлений? Нет не могут, ибо каждый из таких законов действует только в своей области явлений. Но такие законы существуют в природе. Это наиболее общие законы присущие всем явлениям природы, общества и познания. Эти законы и составляют содержание диалектического материализма. Таким образом, изучая диалектический материализм, мы тем самым познаём мир в целом и именно это ориентирует нас в понимании отдельных явлений природы и общества, а следовательно и отдельных наук. 

Диалектический материализм внушает человеку веру в свои собственные силы, в возможность достижения счастья здесь на земле, а не в каком-то выдуманном загробном мире. 

Диалектический материализм является теоретической основой для борьбы за коммунизм. 

2.2 Первичность материи и вторичность сознания

Материя первична, а сознание вторично.

Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. 

Сознание - есть отражение объективной реальности в мозгу человека. Сознание не может существовать самостоятельно и быть первичным по отношению к материи. 

Это подтверждается и учеными физиологами. Так И. П. Павлов основе многолетнего изучения высшей нервной деятельности животных и человека установил, что сложная физиологическая деятельность коры больших полушарий мозга является материальным носителем всех психических процессов, возникающих в мозгу под воздействием внешнего мира. Вся психическая деятельность человека, его сознание, мышление, есть не что иное, как проявление деятельности высокоорганизованной материи - мозга.

Таким образом, сознание невозможно без материи, тогда как материя существует независимо от сознания. 

2.3 Познаваемость мира

Мир (материя) познаваем для человека. 

Практика - общественно-производственная деятельность людей, только она является критерием правильного познания мира. 

Истина - это правильное, проверенное практикой, отражение существующих вне и независимо от сознания предметов и явлений природы и общества.

Процесс познания бесконечен, поскольку всегда в природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. 

2.4 Всеобщая связь предметов и явлений

Все предметы и явления в мире находятся во взаимной связи с другими предметами и явлениями.

Мир представляет собой единое целое, а  каждое отдельное явление является частью этого целого. Ни одно явление не может совершаться без того, чтобы не затронуть множества других явлений. Нет в мире предметов и явлений, изолированных друг от друга, не зависящих друг от друга.

Взаимосвязь существует между живой и неживой природой. Так организм - это целостная система органов, объединённая нервной и гуморальной связью (соками организма - кровью, лимфой) и находящаяся в определённой взаимосвязи с внешней средой.  

С изменением условий жизни животных и растений меняются их наследственные свойства. Эти изменения наследственных свойств соответствуют изменившимся условиям.  Подбирая соответствующие условия жизни, можно менять природу растений и животных в нужном направлении.

Между предметами и явлениями существует причинно-следственная связь.

Причина – это явление, которое вызывает другие явления.

Следствие – это явление, которое вызывается причиной.

Никакое явление не может произойти из само по себе. Беспричинных явлений нет. С другой стороны, нет причины, которая не вызывала бы определённого следствия. 

Предметы, явления выступают по отношению друг к другу как причина и следствие не всегда и всюду, а только при определённых условиях. 

Установить причинную зависимость между явлениями значит определить, какое явление служит причиной другого. Трудность в нахождении причины того или иного явления состоит в том, что в действительности явления, факты, события выступают не в единичной связи. Все явления, события связаны между собой, так что в действительности мы 

никогда не видим какого-либо отдельного, совершенно изолированного причинного ряда, мы всегда имеем совокупность фактов, сложнейшим образом переплетающихся друг с другом. 

Причина непременно предшествует следствию во времени, а следствие возникает только после того, как причина начала действовать. Но не всякая последовательность явлений во времени означает их причинную зависимость. Не всякое «после этого» означает «вследствие этого». Поэтому следует чётко различать причинно-следственную связь и сопутствование явлений друг другу. 

Самый  надёжный критерий для правильного суждения о характере соотношений между двумя явлениями это опыт. Если мы, установив, что за известным явлением следует другое явление, и создав те условия, при которых это явление происходит в природе, можем воспроизвести его и даже придать ему заранее определённое направление, характер и т. д., то мы имеем все основания говорить, что предшествующее явление есть причина следующего за ним. 

Необходимо также различать существенные и несущественные взаимосвязи. Среди них всегда имеются важные, решающие условия и условия второстепенные, несущественные.  Уменье выделить основную, решающую связь между явлениями имеет большое значение и в науке и в практической деятельности. 

2.5 Движение 

Все предметы и явления находятся в постоянном движении (развитии)

Движение (развитие) – это переход от одного состояния к другому, от старого к новому.

Новое -  это то, что растёт и развивается, имеет будущее.

Старое - это всё отжившее, осуждённое развитием на гибель.

Для научного понимания важно не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным. 

Мышление человека также находится в процессе развития и изменения. Это изменение выражается в процессе познания человеком окружающего мира. Познание идёт от незнания к знанию, от менее полного знания к знанию более полному.   

Формы движения - механическая, физическая, химическая, биологическая и общественная.

2.6 Единство и борьба противоположностей как причина развития.

Единство и борьба противоположностей – это причина развития в природе.

Природе свойственны внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое. Эти стороны предметов и явлений называются противоположностями. 

Внутренние противоречия существуют например в таких явлениях природы, как механическое движение тел в пространстве, притяжение и отталкивание, положительное и отрицательное электричество, северный и южный полюса магнитного поля и т. д.  

Внутренне-противоречивым является процесс обмена веществ в высокоорганизованных белковых телах. Созидание и разрушение, ассимиляция и диссимиляция неразрывно связаны в живом организме, в каждой части живого тела, в каждой клетке живого организма, в живом веществе. Без этого, внутреннего для жизни, противоречия невозможны все прочие основные явления жизни - размножение, рост, раздражимость, внутреннее движение. Как только прекращается процесс обмена веществ, прекращается жизнь. 

Взаимодействие противоположных процессов - торможения и возбуждения в коре головного мозга жизненно необходимо для организма. Поэтому в высшей нервной деятельности наряду с процессом возбуждения большую роль играет противоположный ему процесс торможения.

2.7 Переход количественных изменений в качественные как способ развития

Развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные. 

Качество - это совокупность свойств отличающих данный предмет или явление от других. Качество присуще всем предметам и явлениям. 

Количество - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества. Количество и качество взаимосвязаны друг с другом, неотделимы друг от друга. 

Мера - граница в которой количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которой предметы, явления остаются сами собой.

В природе все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения. 

Закон перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.  

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания. Так возникновение диалектического материализма не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления запаса научных знаний в домарксистский период.

В природе есть две формы развития - эволюция и революция.

Эволюция - постепенное количественное изменение.

Революция - это переход в новое качественное состояние.

Эволюция подготовляет условия для революции, а последняя завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе. Таким образом, эволюция соответствует количественным изменениям, происходящим в процессе развития, а революция - коренным, качественным.

3. Исторический материализм

3.1 Понятие исторического материализма

Исторический материализм – наука о наиболее общих законах развития общества. 

 Исторический материализм неразрывно связан с диалектическим материализмом и опирается на его законы.

Исторический материализм создали в XIX веке К.Маркс и Ф. Энгельс. Это стало революцией в науке! Дальнейшее развитие исторический материализм получил в работах В.Ленина и И. Сталина. 

Исторический материализм является базовой наукой об обществе. 

3.2  Способ производства

К условиям определяющим материальную жизнь общества относятся:

- География

- Народонаселение

-Способ производства 

Именно способ производства – определяющее условие материальной жизни общества

Способ производства – это то как люди производят материальные блага. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – это средства производства (предметы труда и средства труда) и люди их использующие (рабочая сила)

Производственные отношения – это отношения между людьми в обществе по вопросам непосредственно производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

                    

Производственные отношения определяет форма собственности на средства производства.

Форма собственности на средства производства – это то кому принадлежат земля, недра, фабрики, заводы, пароходы и пр.

Виды форм собственности на средства производства:

- частная

- коллективная

- общественная

Форма собственности на средства производства определяет способ производства в целом.

Виды способов производства:

- Первобытнообщинный

- Рабовладельческий

- Феодальный

- Капиталистический

- Коммунистический

Между производительными силами и производственными отношениями имеются существенные противоречия. 

Основное противоречие капитализма – это противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

3.3  Общественно-экономические формации

Общественно-экономическая формация - это стадия развития общества в основе, которой лежит тот или иной способ производства.

Способ производства - это базис данной формации.

Государство, право, мораль, религия, идеология - это надстройка данной формации.

Выделяют следующие общественно-экономические формации:

1)Первобытнообщинная

2)Рабовладельческая

3)Феодальная

4) Капиталистическая

5) Коммунистическая

3.4 Классы и классовая борьба

Классы – это большие группы людей отличающихся по отношению к средствам производства и по их роли в процессе общественного производства.

Есть классы эксплуататорские (рабовладельцы, феодалы, капиталисты)

Есть классы эксплуатируемые (рабы, крепостные крестьяне, наемные работники (пролетариат)

Классы возникли с появлением частной собственности на средства производства.

История человечества – это история борьбы классов.

Тот класс, в руках которого сосредоточена власть и средства производства является господствующим.

При капитализме существуют два класса:

- Капиталисты 

- Пролетариат (все наемные работники, а не только рабочие заводов и фабрик)

Интеллигенция – это не класс, это прослойка между классами. Интеллигенция в основной своей массе обслуживает интересы господствующего класса. Она не способна на проведение самостоятельной политики.

Формы классовой борьбы:

-Экономическая борьба

- Идеологическая борьба

- Политическая борьба. 

Все теории о примирении классов это ложь.

3.5 Государство и право

Государство – это политическая организация господствующего класса.

Оно является частью надстройки над базисом (способом производства).

Эксплуататорские государства всегда являются орудием подавления большинства в интересах меньшинства.

Функции эксплуататорского государства:

Внутренняя функция – подавление эксплуатируемых классов. Осуществляется как открыто путем насилия, так и идеологически через пропаганду, религию, школу.

Внешняя функция – борьба за интересы господствующего класса за границами государства и их защита от внешних посягательств. 

Теории об «общенародных» функциях государства это ложь.

Право – это совокупность норм, выполнение которых обеспечивается принуждением государства. 

Право создано для обеспечения интересов господствующего класса.  Иными словами право это воля господствующего класса, возведенная в закон. 

Главными органами государства являются:

- армия

- полиция

- суды

и пр.

По типу экономического базиса государства бывают: 

- Рабовладельческими

- Феодальными

- Капиталистическими

- Социалистическими

По форме правления государства бывают:

- Монархии (абсолютные и ограниченные)

- Республики

 

3.6 Революция

Революция – это смена одной общественно-экономической формации другой. 

Причина революции - противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Революции это объективный закон исторического развития (локомотивы истории).

Главный вопрос всякой революции это вопрос о власти. 

Насилие неотъемлемая часть революции (повивальная бабка) Революция происходит с помощью насилия и не может обходиться без насилия в связи с тем, что господствующие классы не сдаются без боя. 

Революции пробуждают творчество народных масс.

Виды революций:

- Революции рабов

- Революции крепостных крестьян

- Буржуазные революции

- Социалистические революции

Маркс и Энгельс выдвинули идею непрерывной революции, то есть революции переходящей от буржуазной революции к революции пролетарской. 

Первая пролетарская революция победила в России в октябре 1917 года.  Пролетариат возглавил революцию и повел за собой крестьянство. Прежние революции были революциями в интересах меньшинства, так как их плодами пользовалось меньшинство. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России стала первой революцией совершенной в интересах большинства народа.

Условия победы революции:

- Наличие руководящей партии

- Революционная ситуация

- Вооруженное восстание

Реформы – это постепенные и несущественные изменения в жизни общества.

Политические перевороты – это лишь смена управленцев господствующего класса (короля, царя, президента, премьер-министра и пр.)  В отличие от революции реформы и перевороты кардинальных преобразований общественной жизни не несут.

3.7 Национальный вопрос

Нация - есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Нации возникли в период возникновения капитализма.

Национализм – это идеология превосходства одной нации над другими.

Космополитизм – это идеология отказа от собственной нации.

И национализм и космополитизм выгодны капиталистам.

Заявления сегодняшних капиталистов о равенстве прав всех наций это ложь. Просто ранее развитые капиталистические страны эксплуатировали менее развитые страны открыто путем насилия, сегодня они их эксплуатируют экономически, на словах заявляя о равенстве прав всех наций.

Интернационализм – идеология дружбы трудящихся всех наций.

3.8 Война

Война – это продолжение политики того или иного класса насильственными средствами.

Войны бывают:

- Справедливые (защита от нападения, революционные, национально-освободительные)

- Несправедливые (ведущиеся для захвата других стран)

В ходе войны ее характер может измениться (например войны Франции конца 18 века)

Пацифизм – идеология борьбы против всяких войн. Пацифизм выгоден капиталистам. Он отвлекает трудящихся от борьбы за свои права.

Армия - это орган который ведет войну. 

Армия не может быть вне политики.

На войны влияет способ производства.

Современная война – война массовых армий, а не маленьких «профессиональных армий»

Ведение войны - это военное искусство.

Военное искусство включает:

- Стратегию – искусство выиграть войну

- Оперативное искусство- искусство выиграть сражение

- Тактику- искусство выиграть бой.

Факторы решающие судьбу войны:

- Экономический фактор

- Моральный фактор

- Уровень боевой подготовки войск

3.9 Роль масс и личности в истории

Народ – творец истории. Все великие события в истории происходили в результате участия в них огромных масс людей.

Личность в истории – играет также огромную роль в развитие общества.

Нельзя забывать либо возвеличивать как роль масс, так и роль личности в истории. 

3.10 Общественное сознание

Общественное сознание – совокупность идей и взглядов в обществе.  

Оно также является частью надстройки над базисом (способом производства).

Формы общественного сознания:

Мораль – совокупность правил поведения принятых в обществе 

Религия- вера в сверхъестественные силы.

Искусство – отображение действительности в художественных образах (литература, музыка, театр, кино)

Наука – система знаний об окружающем мире

Идеология – совокупность идей выражающих интересы того или иного класса. В обществе всегда господствует идеология господствующего класса.

Источник: https://general-alexxx.livejournal.com/6721.html