Автобусные страдания, митинг ДВФУ или как аморфные массы с проблемами борются

   Мы в своих размышлениях пожурим всех участников проблемы – как пассажиров автобусов, так и их владельцев. Сначала коснёмся цены на проезд. Цена на проезд за весь период существования постсоветской России устойчиво и непреклонно идёт в одном направлении – на повышение. В ней и траты на ГСМ, и зарплаты водителей, и ремонтные работы, и постоянное желание перевозчика выкачать из своих автобусов больше выручки, сделать свой бизнес рентабельным. Хотя наши коллеги из хабаровского комсомола, где ситуация с тарификацией проезда похуже, чем в Приморье, считают, что автобусы (да и общественный транспорт вообще) не могут быть рентабельными, с ними мы не совсем согласны. Если и не было нацеленности на окупаемость, так только в советское время, когда изначально вопрос окупаемости в рамках экономики не стоял – так, по крайней мере, было до косыгинских реформ.  Вот, например, в дореволюционном Владивостоке при использовании омнибусов их владелец Виттенбург не забывал о выручке, но дело не задалось, поскольку скорость движения кареты с 20 пассажирами, запряжённой двумя лошадьми, в условиях рельефа старого Владивостока была невысокой, а третья лошадь, поставленная для увеличения скорости, просто разорила один из первых видов общественного транспорта города, сделав его нерентабельным.

  Время идёт вперед, и в новой России нет общественного транспорта с запряжёнными лошадьми. Лошадь заменил двигатель внутреннего сгорания в автобусах и электродвигатель в трамваях и троллейбусах, но с учётом убитого состояния двух последних как по Владивостоку, так и по краю здесь мы будем касаться только автобусов.

  Для сравнения тарифов на проезд возьмём последние пять лет – в 2013 году цена билета на городском автобусе составляла 17 рублей, с 1 января 2018 года за проезд приходится отдавать уже 23 рубля, хотя в конце 2017 года председатель депутатского комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока Владимир Исаков предлагал сделать проезд за 28 рублей, объясняя это тем, что при 25 рублях перевозчики работают «в ноль», а 28 рублей будет оптимальной стоимостью проезда. Правда, тут краевая администрация нашла «золотую середину». Согласно федеральному законодательству тарифы на проезд разрешено менять не чаще одного раза в год, вот и получается, что каждый год с 2013 по 2016 плата за билет увеличивалась на рубль, а в 2017 году на два рубля.

  Конечно, за пять лет с нашим государством произошло много «приключений», особенно во внешней политике, что дало о себе знать в форме экономических санкций, рухнувшего рубля и падающей в цене нефти, последние два обстоятельства использовали перевозчики, когда обосновывали повышение стоимости проезда в их автобусах. Но какой-либо ответной реакции на повышение стоимости билета не последовало. Наоборот, были забавные случаи, когда горожане даже находили для себя более «удобным» платить не 19, а 20 рублей – в первом случае при оплате приходится вынимать больше монет разных номиналов, во втором же случае все телодвижения ограничены двумя монетами по 10 рублей или четырьмя пятаками. В 2016 году, когда перевозчики предлагали повысить стоимость до 25 рублей, жители Владивостока комментировали корреспондентам ВГТРК это обстоятельство следующим образом: «Ничего хорошего в этом нет, но если это требуется, куда деваться, будем платить», «Негатива никакого не испытываю, по-любому поднимут, смысл злиться? Только себе хуже», «А кому легко? Надо значит надо, кусок хлеба не доедим, масла не намажем».

  Возможно, что накал недовольства смягчается тем обстоятельством, что Владивосток – город автомобилистов, в котором на 1000 горожан приходится 540 автомобилей. Но последнее обстоятельство должно было сыграть на усиление критических настроений, связанных с галопирующими ценами на бензин, чего до сегодняшнего дня мы в городе не наблюдаем.

  Теперь перейдём к истории, в которую были вовлечены студенты ДВФУ. Их проблема связана с графиками работы городских автобусов на линии «материк – кампус ДВФУ». Студенты сетуют на то, что автобусы не могут вместить в себя всех пассажиров, которые пытаются добраться на остров Русский, выезжая из города, и увезти всех обратно после окончания учебных пар, а если и получается как-то «утрамбоваться» в автобусе, то условия поездки оставляют желать лучшего. Если в работающих на линиях южнокорейских автобусах «Hyundai» и «Daewoo» можно открыть окна, то в немецких «MAN Lion’s City» (знаменитый маршрут №15), у которых в документации указано 25 посадочных мест и 100 мест для проезда стоя, и микроавтобусах «Volkswagen» такой возможности нет, а работа кондиционеров оставляет желать лучшего (если незаправленные кондиционеры вообще там работают). Вот и получается, что больше сотни человек в «пятнадцатом автобусе» проводят подавляющую часть своих поездок стоя с периодическим доступом к свежему воздуху, который поступает через открытые двери автобуса во время остановок. Воздуха в этих автобусах, разумеется, много не бывает, поэтому не редки случаи, когда в тёплую погоду пассажирам в переполненных автобусах становится плохо или они падают в обморок.

  В 2016 году представитель городской администрации, прибывший на остров для обсуждения проблемы, посоветовал студентам вставать пораньше и не выходить на остановку за полчаса до начала пары, потому что не хватит никаких автобусов, чтобы за 20 минут перевезти 10 тысяч человек. На этом и разошлись.

  В 2018 году во время «показной» встречи врио губернатора Андрея Тарасенко со студентами (там же был и новоявленный мэр Владивостока Виталий Веркеенко) прозвучала жалоба о недостаточном количестве автобусов на линии и графике их работы. Тарасенко ответил, что разберется с ситуацией и даже выделит для улучшения транспортной обстановки пару электробусов от «Камаза». Но шли месяцы, а ситуация не изменилась, и электробусов на дорогах никто не видел. И тут студенческое недовольство достигло своего пика, когда группа инициативных студентов подало заявку на проведение митинга «с требованием выполнить обещания губернатора Приморского края и мэра г. Владивостока от 25.01.2018 по усилению дополнительным пассажирским транспортом линии «Материк – остров Русский». Но за несколько дней до митинга (он должен был пройти 31 мая) в кампус приехал Веркеенко, чтобы встретиться со студентами и обсудить проблему, а может быть навешать в очередной раз «лапши на уши». Было обещано поставить в автобусах камеры наблюдения, через которые чиновники администрации будут мониторить наполняемость в автобусах, оснастить все автобусы ГЛОНАССами, выпустить мобильное приложение, где можно будет отслеживать автобусы. Слова словами, но 31 мая ничего не произошло. Может власть подачку засунула в зубы бедным студентам, может студенты удовлетворились общением с власть имущими.

  Слишком велик в обществе градус конформизма. Явным тому подтверждением было урезание стипендий в 2015 году, выдаваемой по результатам сдачи экзаменов и зачётов. Особенно пострадали те, кому эту стипендию сократили на треть и даже наполовину. Почувствовали это на себе те, кто по приморским меркам получал нормальные стипендии – 6 – 10 тысяч в месяц, как правило, это были отличники, которые два предыдущих семестра закрыли на «отлично» или студенты естественно-инженерных специальностей, которые изначально получали больше гуманитариев. Сокращение стипендий нашло свой отклик только на просторах социальной сети «ВКонтакте», где обделённые бедолаги в студенческих пабликах писали искромётные комментарии. Этим всё и ограничилось.

  Приведённые выше по тексту примеры загоняют нас в уныние. Молодёжь не борется за элементарные блага, а выходит на митинги Навального с абстрактными лозунгами, полностью и целиком зиждущимися на проблеме коррупции. Конечно, мы прекрасно понимаем, что Алексей Анатольевич подошёл с правильной стороны, со стороны упрощенной подачи информации, состоящей из односложных лозунгов. Но это только подтверждает тот факт, что гражданское общество, о котором нам не устают говорить пропагандисты с голубых экранов телевизоров, находится на самой низовой стадии своей самоорганизации. В противовес этой самоорганизации включается принцип «моя хата с краю». Вкупе с ним действует чувство беспомощности в борьбе с обстоятельствами и безразличие к тому, что лично нас не касается.

 Проблема с автобусами лишь вершина айсберга неэффективности местного самоуправления в России и во Владивостоке в частности, а также слабого самосознания народных масс в наше непростое время воинствующего индивидуализма.

Автор: Товарищ Славян

 

Статьи автора

Цены на бензин все выше и выше во Владивостоке

Новости сайта

Комсомольцы Владивостока привели в порядок памятник Сергею Георгиевичу Лазо

Приглашаем всех желающих принять участие в политическом просвещении в форме «Марксистского кружка» во Владивостоке

Владивостокское местное отделение КПРФ определилось с кандидатом на выборах губернатора Приморского края

XIV отчётно-выборная конференция Владивостокского отделения КПРФ

В преддверии празднования 9 мая коммунисты Владивостока поздравили ветерана

Эстафета «Огонь наших сердец» стартовала во Владивостоке

Автобусные страдания, митинг ДВФУ