ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СССР

   Опыт строительства советского социализма и, последовавший за ним, успешный переход на социалистический путь развития некоторых аграрных стран и бывших колоний,  дал большой материал для анализа возможностей строительства социализма, в странах, в которых капитализм не успел подготовить необходимый уровень развития ПС, необходимый для смены ОЭФ.

   С другой стороны, достижения социализма в области социальной защищенности трудовых слоев населения, заставил капиталистов резко поднять уровень демократии и стандарты жизни трудящихся в капиталистических странах. Это даже позволило некоторым апологетам капитализма говорить о капиталистическом социализме – на самом деле речь идет о социализации жизни, проводимой под контролем капиталистов, c целью сохранить свою власть.

   Многообразие «социалистических» государств, наличие противоречий в их становлении, и поражение социализма в СССР поставило в тупик некоторых теоретиков социализма. Дело дошло даже до отрицания социализма в СССР и других странах.

   После поражения социализма в СССР, компартии республик, даже не удосужились разобраться в том, что послужило причиной поражения социализма - неправильная теория, неправильная политика, предательство, вражеские происки или непонимание правящими партиями задач социалистического строительства?

 Чтобы разобраться в этой сложной проблеме, придется вернуться к основам теории о коммунизме.

 Как известно, в любой общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. 

 Базис  экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. 

Надстройка — государство, политические, общественные институты.

 Изменения в экономическом базисе приводят к переходу от одной общественно-экономической формации к другой.

  Согласно теории Маркса, производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, и если производственные отношения остаются прежними, то возникает конфликт, порожденный противоречием между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, происходят изменения в экономическом базисе, насильственным либо мирным путем производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

  Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

  Классическое определение направления развития капиталистического общества дано в «Манифесте Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[1].

  Развернутое определение сущности «ассоциации»- коммунизма или КОЭФ, сформулировано Марксом в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни

  когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»[2] 

  Маркс и Энгельс разрабатывали теорию коммунизма,  исходя из того, что экономические основы новой «КОЭФ» подготавливаются предыдущим капитализмом.

   Маркс в 1859 г. в работе «К критике политической экономии» писал:  «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

  Понятно, что если говорить о коммунизме, то он возможен только при соответствующем развитии ПС при капитализме. С этими положениями были согласны все марксисты. Ленин писал:

  «социализм теперь смотрит на нас через все окна современного капитализма, социализм вырисовывается непосредственно, практичес­ки, из каждой крупной меры, составляющей шаг вперед на базе этого новей­шего капитализма»[3]. «Принудительное синдикатирование, т.е. принудительное объединение в сою­зы под контролем государства... вот что капитализм подготовил, вот что в Германии осуществило государство юнкеров, вот что вполне будет осуществимо в России для Советов, для диктатуры пролетариата...»[4]

 «Единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие»[5].

   Кроме материальных предпосылок капитализм создает «и духовные элементы» нового общества, и определенные, необходимые для управления экономикой учреждения, которые используются при социализме

  «Диалектический процесс развития действительно всовывает еще в пределах капитализма элементы нового общества, и материальные и духовные элементы его»[6].

   «Кроме преимущественно «угнетательского» аппарата, постоянной армии, полиции, чиновничества, есть в современном государстве аппарат связанный особенно тесно с банками и синдикатами, аппарат, который выполняет массу работы учетно – регистрационной, если позволительно так выразится. Этого аппарата разбивать нельзя и не надо. Его на­до вырвать из подчинения капиталистам, от него надо отрезать, отсечь, отрубить капиталистов с их нитями влияния, его надо подчинить пролет­арским Советам, его надо сделать более всенародным»[7].

  Т.е., согласно классической теории, для смены ОЭФ необходим достаточный уровень развития ПС, который позволяет преобразовать общественные отношения. Это относится и к коммунистической «ОЭФ», вырастающей из капитализма.

  Из вышесказаного однозначно следует, что социалистические (коммунистические предпосылки) элементы новой ОЭФ, как в базисе, так и в надстройке, по мнению классиков,  создаются при капитализме.

   Коммунистическим партиям в условиях капитализма необходимо так поставить свою работу, чтобы вынудить капиталистов создавать этих элементов как можно больше. При отсутствии предпосылок для революций, это борьба  направлена за цивилизованное (не за счет рабочих) развитие экономики капитализма и его демократических институтов: «Ни одной реакционной меры вроде запрещения трестов, ограничения торговли и т.п. марксисты не защищают. Сопротивление колониальной политике и международному грабежу путем организации пролетариата, путем защиты свободы для пролетарской борьбы не задерживает развитие капитализма, а ускоряет его, заставляет прибегать к более культурным, более технически высоким приемам капитализма»[8].

   Это борьба заставляет капиталистов развивать ПС, и в то же время формирует и готовит субъективный фактор - класс и партию трудящихся для взятия власти.

   И, как результат экономического развития капитализма - сформированный и подготовленный пролетариат, который может свергнуть капитализм. Ленин писал, что «Свержение господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата, как особого класса, экономические условия существования, которого, подготавливают его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить его.  Она (буржуазия) сплачивает, объединяет, организует пролетариат»[9].

  «Возможность всего этого дана, разумеется, лишь известной высотой капиталистического развития.

  Без этого основного условия не может быть ни выделения пролетариата в особый класс, ни успеха его длител­ьной подготовки, воспитания, обучения, испытания в борьбе на долгих годах стачек, демонстраций, опозорения и изгнания оппортунистов.

  Без этого основного условия не может быть той роли экономичес­кой и политической, центров, овладевая которыми пролетариат овладе­вает всей государственной властью или, вернее, ее жизненным нервом, сердцевиной, узлом.

  Без этого основного условия не может быть той ро­дственности, близости, связи между положением пролетариата и положе­нием непролетарских трудящихся масс, которые (родственность, близость, связь) необходимы для влияния пролетариата на эти массы, для успеха его воздействия на них»[10].

  Ленин после первых лет революции отметил, также, и изменение в характере труда при коммунизме:«А коммунизм, если брать это слово в строгом значении, есть безвозмездная работа на общественную пользу, не учитывающая индивидуальных различий, стирающая всякое воспоминание о бытовых предрассудках, стирающая косность, привычки, разницу между отдельными отраслями работы, разницу в размере вознаграждения за труд и т. п.»[11].

  «Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением»[12].

 «Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем бо­льше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго, как помещиков, так и капиталистов»[13].

  Классики также определили основные черты революционной ситуации, которая будет предшедствовать смене ОЭФ, а также и переходную форму нового государства- диктатуру пролетариата. Также определили, что после революции вначале будет переходной период от капитализма к коммунизму, во время которого окончательно отомрут капиталистические элементы и установится коммунизм.

 Таковы вкратце основные положения об условиях смены капиталистической ОЭФ на коммунистическую.

  На основании анализа развития современного капитализма, можно уточнить основные черты КОЭФ: Полный коммунизм будет основан на высшем развитии производительных сил, материального и духовного производства (автоматизация, компьютеризация), который сведет к минимуму участие рабочих в производстве материальных условий для жизни, обеспечит стирание противоположности умственного и физического труда для большинства работающих в производственной сфере.

 Основу общественных отношений будет составлять единая общественная (всего общества) собственность на основные средства производства.

  Исчезнут классовые различия и старое (классовое) разделение труда, исчезнут существенные различия между умственным и физическим трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства.

 Труд станет свободной творческой деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в непосредственно-общественный труд. 

 Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям.

 Признаки  коммунизма – как общественно - экономической формации следующие:

 • высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда, выше, чем при капитализме, которые обеспечивают исчезновение противоположности умственного и физического труда, и классового деления в обществе,

 • «государственная»=общественная собственностью на средства производства;

  -Государство как политический институт отмирает, оно превращается в научно - административный центр по управлению экономикой.

 -Большинство населения принимает участие в работе административных органов по управлению общественной жизнью, и производством, наряду с работой в сфере производства материальных благ.

 • труд людей меняет свой обязательно-вынужденный характер, он становится потребностью.

 • осуществляется справедливое равномерное распределение произведенного совокупного продукта между всеми членами общества.

 Автор: Рудницкий Б.А.

Список использованных источников:

 [1] К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 4, с. 447.

[2] Критика Готской программы. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 19, с. 20.

[3] Грозящая катастрофа и как с ней бороться. Т-34.Стр. 193.

[4] Удержат ли большевики государственную власть. Т-34.

[5] III Конгресс коммунистического интернационала. Т-44.Стр.9.

[6] Последнее слово «Искровской» тактики. Т-11. Стр. 370.

[7] Удержат ли большевики государственную власть. Т-34.Стр. 307.

[8] А.М. Горькому. 03. 01. 1911. Т-48. Стр. 12.

[9] Государство и революция. Т-33. Стр. 25.

[10] Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. Т-40. Стр.14.

[11] VIII Всероссийская конференция РКП (б). Т-39. Стр. 360.

[12] Доклад о субботниках на Московской конференции РКП (б). Т-40. Стр. 34.

[13] Великий почин. Т-39. Стр.14.

 

 Новости сайта

ТРИ БОГАТЫРЯ

 ВЕЧНАЯ СЛАВА СЛУЖАЩИМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

 Современные проблемы трудоустройства молодежи

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ «Об итогах выборной кампании 18 марта 2018 г.»

 Рейтинг Грудинина во Владивостоке

 ПОЧЕМУ ГРУДИНИН, А НЕ ПУТИН