«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» - ЭТО БУКВАРЬ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЛЕТАРИАТА

Надо признать, что в науке есть открытия, которые существенно повлияли не только на ход исторического развития цивилизации, но и в корне изменили само мировоззрение человечества. Таких открытий в мировой истории немного. Например, геометрия Евклида, правила формальной логики Аристотеля, скачёк от геоцентризма к гелиоцентрическому мировидению согласно работам Джордано Бруно, Галилео Галилея, Николая Коперника, теория Гегеля о противоречиях как единственных и всеобщих источниках развития и другие.

К таким открытиям относится и работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Манифест Коммунистической партии», которая увидела свет 170 лет назад, 24 февраля 1848 года. Над такими открытиями время практически не властно, оно может их уточнить, но не в состоянии отвергнуть их глубинную истинность. Даже если проходит не 170 лет, а, как мы видим, и две с половиной тысячи лет. Так, например, теорию марксизма на основе новых данных уточнил В.И. Ленин, в результате чего наука об общественном развитии человечества заслуженно получила название теории марксизма-ленинизма. Но глубинная истинность марксизма о неизбежности гибели современной буржуазной собственности насильственным (!) путём проходит красной линией и через всё учение марксизма-ленинизма.

Евклида, Аристотеля, Коперника нынешние Митрофанушки сдёргивать с пьедестала истории пока не решаются. Гегеля российское Министерство образования и науки рекомендует уже не вспоминать. А вот против К. Маркса и Ф. Энгельса нагло ополчились все доморощенные невежды. Почему? Да потому, что «Манифест…», как вырванное из груди сердце горьковского Данко, указывает пролетариату путь борьбы за построение справедливого общества на планете Земля.

Создание «Манифеста…» К. Марксом и Ф. Энгельсом считается величайшим подвигом, подобно богоборцу Прометею, одарившего человечество огнём, прежде всего огнём великой мысли. Именно поэтому не безынтересно будет напомнить путь развития великой мысли от призрака коммунизма к теории марксизма-ленинизма.

История зарождения, развития и становления мирового коммунистического движения начинается с первой половины XIX века. С 1836-го по 1852 год, за какие-нибудь 15 лет рабочее движение идейно стало существенно меняться, и за этот период из наполовину пропагандистских, наполовину заговорщических обществ сформировалось мощное движение международного масштаба. В этом проявилось действие объективных законов исторического материализма, открытых гением К. Маркса, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения (родился 5 мая 1818 года). Испытывая взлёты и падения, победы и поражения, сама организация пролетариата продолжала, - да и сейчас продолжает, - свой трудный путь, уверенная в окончательной победе великой идеи построения справедливого общества на планете Земля.

Впервые организованная сила рабочих проявила себя в Англии в 1824 году, когда они принудили парламент отменить законы против свободы коалиций. Через восемь лет, в 1832 году, когда рабочих лишили права голоса, они организовались в независимую партию чартистов. Это была первая рабочая партия своего времени. Разумеется, такая организация в тогдашних условиях могла быть только тайной. В 1834 году в Париже германскими политическими эмигрантами создаётся Демократическо-республиканская тайная организация под названием «Союз отверженных». Через три года, выступив вместе с французами в восстании 1839 года, она была разгромлена и часть её руководителей эмигрировали в Англию.

Первыми руководителями этого Союза были сапожник Генрих Бауэр, наборщик Карл Шаппер и часовщик Иосиф Моль, которых Ф. Энгельс называет первыми революционными пролетариями, настоящими людьми дела. Уже через год, переехав в Лондон, они основали другое рабочее общество под прежним названием, служившее местом вербовки новых членов. Появились секции в Швейцарии (Вейтминг, Август Беккер), в Германии и во Франции. Особенностью движения было то, что союз формировался в основном из среды ремесленников. Будучи ещё не настоящими пролетариями, они оказались в состоянии инстинктивно предвидеть своё будущее развитие и конституироваться, хотя и не вполне сознательно, как партия пролетариата. Именно это обстоятельство делает величайшую честь этим ремесленникам, как отмечает Ф. Энгельс.

Между тем с бурной промышленной революцией и ростом класса крупных капиталистов-фабрикантов численно увеличивается и класс фабричных рабочих, растёт его сознательная сила. Этому не в малой степени способствовало вхождение в рабочее движение К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1847 году они вступили в «Союз справедливых». Летом того же года в Лондоне состоялся первый конгресс Союза, и с этого времени по настоянию К. Маркса его нарекли «Союзом коммунистов». В ноябре-декабре того же года состоялся второй конгресс. На нём К. Маркс в продолжительных прениях (конгресс продолжался 10 дней) защищал новую теорию. Все разногласия и сомнения были устранены, и новые принципы, записанные в Уставе Союза, были приняты единогласно 8 декабря 1847 года – эта дата считается Днём рождения Международной Коммунистической организации. И в первой статье Устава Союза было записано: «Целью союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности».

На этом конгрессе К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено выработать манифест. Поручение было выполнено блестяще и в сжатые сроки. И 24 февраля 1848 года Манифест был отпечатан в Лондоне. Коммунисты открыто заявили мировому сообществу о себе и своих целях и задачах по переустройству мира.

«Манифест…» – это первая научная программа коммунистов, написанная и опубликованная К. Марксом и Ф. Энгельсом. В основу его была положена работа Ф. Энгельса «Принципы коммунизма», в которой он научно, теоретически разработал и обосновал, доказал программные стратегические цели пролетарской партии коммунистов, впервые сформулировал некоторые тактические и практические принципы и действия партии по подготовке к переходу от капитализма к социализму. Призрак коммунизма в то время, как писал К. Маркс и Ф. Энгельс, бродил по Европе и «все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака». В противовес этой травле был выдвинут лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

«Манифест…» уже в то время вооружил пролетариат научным доказательством неизбежного краха капитализма и торжества пролетарской революции, определил цели и задачи революционного пролетарского движения. В предисловии к немецкому изданию «Манифеста…» в 1883 году Ф. Энгельс пишет: «Основная мысль, проходящая красной нитью через весь «Манифест...», – мысль, что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу её политической и умственной истории; что в соответствии с этим (с времени разложения первобытно-общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчинёнными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетённый класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы, – это основная мысль принадлежит всецело и исключительно К. Марксу». В статье «К критике политической экономии» К. Маркс отмечает: «... способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще ... что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится всё остальное». В «Манифесте…», как отмечал В.И. Ленин, «... с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».

С момента выхода в свет «Манифеста…» он обошёл весь мир, был переведён на все языки и сейчас служит руководством пролетариату самых разных стран. Вместо старого девиза союза коммунистов «Все люди – братья» провозглашён новый боевой лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», определивший международный характер борьбы. Впервые в истории был брошен клич, воплотивший в себе основной принцип пролетарского интернационализма – идею международной солидарности людей труда – во имя совместной борьбы против капиталистического рабства. Как образно пишет Ф. Энгельс: «через семнадцать лет этот лозунг прогремел как боевой клич международного товарищества рабочих по всему миру, и в настоящее время борющийся пролетариат всех стран начертал его на своём знамени».

Марксизм родился не на пустом месте, как научная теория он сформировался, вбирая в себя всё новое, передовое, критически обобщая опыт общественного развития, исторической науки, философии, борьбы эксплуатируемых за светлые идеи коммунизма.

В.И. Ленин в своей работе «Три источника, три составные части марксизма» писал, что ими были французский социалистический романтизм, английская политическая экономия и классическая немецкая философия. Отсюда выросли все составные части марксизма: философия, политическая экономия и научный коммунизм.

Общественное развитие после «Манифеста…», естественно, внесло некоторые коррективы в теорию марксизма, но её основополагающие положения, принципы и выводы как «краеугольные камни» и сегодня непоколебимы, жизненны и актуальны.

Сформированное марксистами научное мировоззрение выдержало испытание временем, выстояло «священную травлю» его апологетами буржуазии, ревизионистами всех мастей, «французскими радикалами» и «немецкими полицейскими».

Естественным и логичным совершенствованием, обогащением и дополнением марксизма явились научное творчество и практическая деятельность В.И. Ленина. С позиций творческого марксизма он раскрыл закономерности и перспективы современного общественного развития, обогатил теорию революции, учение о партии, о Советском государстве. Его положения о борьбе двух противоположных общественных систем, о переходе от капитализма к социализму, положение о принципах мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многое-многое другое выросли в единое научное учение о путях строительства социализма и коммунизма. Поэтому, как на «скрижалях истории», писали, пишут и будут писать: ленинизм – это высший этап марксизма, марксизм современной эпохи.

Сегодня уже далеко не призрак коммунизма бродит по миру, а по идеям марксизма-ленинизма живёт и развивается более трети всего человечества. И если не завтра наступит то время, когда «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех...», то это время всё равно придёт.

И «... пусть содрогаются господствующие классы...» от идей и практики социализма, этого грозного предупреждения, прозвучавшего в «Манифесте…», до сих пор не выдерживают не только столпы буржуазного мира, но и ярые его защитники и подпевалы, «либералы и щелкопёры разные».

Простые и ясные трактовки «Манифеста…», многие его положения настолько понятны и злободневны, что они должны бы быть само собою разумеющимися для всякого, кто не увяз в идеологическом обмане. Из него вытекают в высшей степени революционные выводы не только для теории, но и для практики: «на известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы».

Это было сказано ещё в 1847 году, правда, начало фразы было написано Ф. Энгельсом по поводу соотношения бытия и сознания: «... не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Российское начало во всемирном коммунистическом движении определяется 1870 годом, когда в Женеве была основана в I-ом интернационале Русская секция, избравшая К. Маркса своим представителем в Генеральном совете.

В 1883 году в Женеве была создана первая русская марксистская группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым. Зачатком марксисткой рабочей партии в самой России был созданный В.И. Лениным в 1895 году в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», на базе которого в 1903 году как течение политической мысли появилась партия нового типа – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (РСДРП(б)), переименованная в 1917 году в Российскую коммунистическую партию большевиков (РКП(б)); далее – ВКП(б), КПСС, КПРФ.

Все эти грозовые годы второй половины XIX века и первой половины XX века коммунисты России (СССР) высоко держали знамя пролетарского интернационализма, вели повседневную трудную работу по сплачиванию сил Международного товарищества в его борьбе за торжество справедливого жизнеустройства. Особенно плодотворными эти усилия были в период действия III коммунистического интернационала (Коминтерна) в период с 1919-го по 1943 год.

Под этим знаменем российский пролетариат во главе с партией Ленина сумел совершить невиданное в истории цивилизации – осуществить на шестой части Земли вековую мечту человечества – создать справедливое общество, хотя и обошлось это ему немалыми жертвами. Как пишет об этом в одной из своих книг С. Кара-Мурза: «Мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было в меру своего развития необычайно, необъяснимо эффективно».

Множество сил объединились, чтобы Россию столкнуть с этого пути в зловонную трясину буржуазного режима, и им кажется, что победа «Фининтерна» близка. Но долг, долг патриотов России, членов КПРФ, других партий левой ориентации – выработать и осуществить новый проект солидарного общественного жизнеустройства, где господином вновь станет его величество Труд. Это очень трудная задача, и для её решения полезно обратиться в прошлое, восстановить в своей памяти подвижничество первопроходцев рабочей солидарности в защите своих кровных интересов в условиях господства буржуазии. И «Манифест…» в этом случае является и призывом, и руководством к действию. И это не просто дежурные фразы, как некоторым охота сказать. Возьмите «Манифест…» в руки и откройте его громовые страницы. Читайте и вчитывайтесь в них внимательно. И вам поневоле придётся признать актуальность и анализа, и выводов великих мыслителей.

Вот пример: «Пролетариат проходит различные ступени развития… Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует…

На этой стадии рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу. Сплочение рабочих масс пока является ещё следствием объединения буржуазии, которая для достижения своих собственных политических целей должна, и пока может, приводить в движение весь пролетариат…».

Ну, что можно сказать!? Более точной, более ёмкой характеристики современного состояния отечественного рабочего класса читать нигде не приходилось. Именно в «Манифесте…» так обнажено всё ещё недоразвитое состояние сегодняшнего российского пролетариата. На фоне такого диагноза разглагольствования об отсутствии рабочего класса в современной России выглядят примитивным лепетом. Или нежеланием работать в массах и вносить социалистическое сознание в рабочую среду, как этому учили (да и сегодня учат!) К. Маркс и Ф. Энгельс.

«Манифесту…» уже 170 лет. Но он по-прежнему является свободным от каких-либо иллюзий. Более того, он как раз силён своей правдой. Вот доказательства: «Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наёмный труд. Наёмный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой». Вот в чём, дорогие друзья, заключается основа самой результативной программы политических действий!

«Манифест…» свободен не только от иллюзий, но и от политического лукавства. Он не допускает лицемерного обращения ко всем и сразу. Он ставит вопрос обнажёно, например: «В каком отношении стоят коммунисты к пролетариям вообще?». И даёт ясный ответ: «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов пролетариата в целом».

Не трудно из этого сделать вывод, что Коммунистическая партия – это обязательно пролетарская партия, т.е. партия, которая непосредственно и последовательно выражает интересы наёмных работников физического и умственного труда. Именно поэтому Коммунистическая партия характеризуется не наличием и числом рабочих (пролетариев) в её составе, как порой приходится слышать от представителей «леволюционных» партий, а тем, что её члены выражают и защищают интересы рабочего класса, пролетариев. И она не имеет такой миссионерской задачи, как облагодетельствовать народные массы, или отдельных личностей. Нет! Она стремится предложить многомиллионной армии трудящихся инструмент отстаивания своих собственных интересов.

В «Манифесте…» также отмечено, что социалисты-утописты потому и считались утопистами, что «они хотят улучшить положение всех членов общества, даже находящихся в самых лучших условиях. Поэтому они постоянно апеллируют ко всему обществу без различия и даже преимущественно – к господствующему классу». Поэтому в своих трудах социалисты-утописты «отвергают всякое политическое, и в особенности всякое революционное, действие; они хотят достигнуть своей цели мирным путём», т.е. через реформы парламентским путём.

Да, «Манифест…» увидел свет 170 лет назад. Но разве честный защитник трудового люда, народный заступник не согласится, что это сегодняшние задачи определены в великом труде К. Маркса и Ф. Энгельса. Вот, пожалуйста: «Ближайшая цель коммунистов: …формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». Как когда-то раньше говорили на Руси, вот они – духоподъёмные задачи. А поставлены они в самом последовательном произведении диалектического материализма: вначале необходимо сформировать пролетариат из «класса в себе» в «класс для себя», затем добиться ниспровержения господства буржуазии, и только потом уже осуществить завоевание пролетариатом политической власти. Ну а тех, кто отступает от данной последовательности диалектического материализма, и на первое место ставит задачу завоевания политической власти через выборы большинства в парламенты различных уровней, В.И. Ленин предупреждает: «Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнётом буржуазии, под гнётом наёмного рабства, а затем должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти. Все буржуазные выборы - обман».

Также «Манифест…» утверждает, что «из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт.

Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – (по нынешним понятиям это есть мелкий бизнесмен, мелкий предприниматель) – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата».

Отсюда вытекает и ответ на вопрос – а может ли мелкий буржуа, т.е. мелкий хозяйчик (предприниматель, бизнесмен) быть коммунистом? Если считать, что коммунист по своим убеждениям борется против любой эксплуатации человеком человека, а бизнес, даже если он мелкий, по сути своей есть скрытая форма эксплуатации человека человеком в интересах личного обогащения, то, в принципе, не может. Схема эксплуатации заключается в следующем: мелкий буржуа работает на рынок, то и цель его производства – стоимость. Стоимость же развивается в прибавочную стоимость. Поэтому цель мелкого буржуа, мелкого хозяйчика – стать настоящим хозяином, т.е. нанять столько работников, чтобы жить прежде всего чужим трудом – стать буржуа, капиталистом. Отсюда следует, что представителей малого и среднего бизнеса надо рассматривать как союзников в борьбе с нынешним режимом, но не как ведущую силу в классовой борьбе. И если мелкий хозяйчик вступает в члены коммунистической партии, то его при этом нельзя ставить в руководящие органы пролетарской партии. Нельзя потому, что бизнесмен-коммунист по своим убеждениям в борьбе против буржуазии проявляет в основном не революционность, а консервативность, т.е. борется для того, чтобы спасти свой личный или семейный бизнес от гибели.

Третий раздел «Манифеста…» полностью посвящён вопросу о социализме. При этом приводится описание реакционного социализма, в который входят феодальный социализм, мелкобуржуазный социализм и немецкий, или «истинный», социализм; консервативный, или буржуазный, социализм; критически-утопический социализм и коммунизм. В Программе КПРФ, принятой и утверждённой на XIII съезде КПРФ в 2008 году, определён основополагающий тезис: «Стратегическая цель партии – построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века». Однако до сих пор мы, коммунисты, к сожалению, не имеем научно обоснованных, конкретных и выверенных понятий и понимания того, что же такое – «обновлённый социализм, социализм XXI века»; какие его особенности и отличия от тех социализмов, которые приводятся в «Манифесте…»? И чем он отличается от социализмов, которые строят сегодня народы Китая, Вьетнама, Кубы, Северной Кореи. Кстати, Китай и Вьетнам, решая задачи социализма в своих странах, широко используют рыночные механизмы, и в этом деле они первопроходцы.

И обратите внимание на то, чем заканчивается «Манифест…»: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного, - [подчеркну, насильственного! - автор] - ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Так что, дорогие друзья, нам и сегодня никак не обойтись без глубокого изучения «Манифеста…», если хотим, чтобы КПРФ была революционной, а не парламентской партией, была бы партией Маркса-Ленина, а не партией Берштейна-Каутского. Нам и сегодня надо глубоко и всесторонне изучать «Манифест…», если хотим быть передовыми бойцами в борьбе за построение справедливого общества в нашей стране. И, согласно «Манифесту…», не забывать, что «освобождение рабочего класса может быть долгом только самого рабочего класса», …а не его авангарда в лице коммунистической партии.

 

 

Владимир Ембулаев,

доктор экономических наук, профессор.

(г. Владивосток).

 

   Новости сайта

СМИ хватит врать о кандидате от КПРФ Грудинине

Встреча с членам ЦК пройдёт во Владивостоке

Дюжина успехов нынешней власти

ГРУДИНИН И ЛУКАШЕНКО: ДВА САПОГА – ПАРА

Стартовал сбор средств в избирательный фонд Грудинина П.Н.

 

Итоговый пленум Владивостокского городского отделения КПРФ прошел 23.12.2017 года