Владимир КАШИН о ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ

Из выступления депутата Государственной Думы от фракции КПРФ Владимира КАШИНА на  195-м Пленарном заседании Государственной Думы 22 октября 2006 года по вопросу: О проекте федерального закона № 338680-4 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о переносе срока, предоставленного гражданам для выбора способа управления многоквартирным домом)

Уважаемые коллеги, значимость вопроса, который рассматривается сегодня, - не только перенос сроков, предоставленных гражданам для выбора способа управления многоквартирными домами, сколько в поиске выхода из сложнейшего системного кризиса, по существу запрограммированного ущербностью самого базового закона - Жилищного кодекса и законом о введении его в действие, в который предлагается внести поправки.

Нам хорошо известны имена авторов Жилищного кодекса (Правительство РФ) и тех депутатов в Государственной Думе, кто поддержал этот базовый закон и проголосовал за него (проправительственное "парламентское большинство). 

Какую цель преследовало Правительство как автор Жилищного кодекса? В первую очередь, через весь Жилищный кодекс проходит "красной нитью" стремление снять ответственность с государства за состояние жилищного фонда и за управление жилищным фондом. Но снять ответственность с государства - значит переложить её на кого-то. В данном случае - на наших граждан, имеющих в собственности или в найме жильё.

Здесь, в Государственной Думе, при рассмотрении проекта Жилищного кодекса и в первом, и во втором, и в третьем чтении фракция КПРФ убедительно доказывала, что произойдёт с сорока миллионами наших сограждан, живущих в ветхом жилье, что будет с инженерными сетями, имеющими износ до 90 процентов. Мы пытались убедить парламент, что этот Жилищный кодекс противоречит базовым статьям Конституции и интересам России. Он не может быть нормой закона в социальном государстве, поскольку значительно ухудшает положение наших сограждан. Цена решения вопроса (несколько триллионов рублей)  перекладывается с государства на плечи граждан. Но "Единая Россия" и ЛДПР выполняя очередной заказ правительства, проголосовали за этот антиконституционный закон.

КПРФ провела три всероссийских акции протеста против и Жилищного кодекса, и разрушительных реформ ЖКХ, несколько заседаний фракции на эту же тему, "круглые столы" в Государственной Думе (первый из них состоялся ещё 3 апреля 2006 года) с участием депутатов разного уровня. Вся эта работа была направлена на поиск решений сложнейших вопросов, которые Жилищный кодекс выстроил в систему унижения и даже, не будет преувеличением сказать, уничтожения нашего народа. Мы подготовили конкретные предложения, которые представили и в Правительство, и в профильный комитет Государственной Думы, и Президенту Российской Федерации. Фракция КПРФ ещё 5 месяцев назад направила в Правительство два законопроекта. Сутью одного законопроекта были предложения по снятию всех налогов при проведении капитального и текущего ремонта систем ЖКХ, включая налог на прибыль, чтобы не половинить и без того мизерные суммы, выделенные на ЖКХ из бюджета. Прошло пять месяцев. но ни ответа, ни привета мы не дождались.

В ходе протестных действий КПРФ ещё в феврале были выработаны требования, высказанные миллионами граждан - люди выступили против базовых положений Жилищного кодекса и сроков его введения, протии самой возможности выселения людей из квартир, отключения электроэнергии, электричества, против перекладывания ответственности за состояние ЖКХ с государства на некие мифические "управляющие компании", а фактически - на плечи самих граждан. Правительство под давлением народного протеста пошло лишь на частичные и незначительные уступки. Именно поэтому Всероссийский штаб по координации протестных действий проголосовал за проведение 10 декабря всероссийской протестной акции, направленной на защиту экономических и политических прав народа России.

Нам импонирует, что представители "Единой России", которые пролоббировали этот  антинародный Жилищный кодекс и проголосовали за него, вдруг опомнились, заговорили на языке КПРФ! Наконец то вы, коллеги, по истечении 9 месяцев, если взять за точку отсчёта февральские протестные акции, проснулись. Вы сегодня просто вынуждены говорить на нашем языке, и фактически поддерживать здравое предложение КПРФ о переносе сроков ввода в действие  высказанное нами ещё в феврале текущего года, потому что сама жизнь показала нашу правоту и банкротство вашего курса, вашего Жилищного кодекса. В любом случае, если наши извечные оппоненты опомнились, мы только рады. И мы готовы в очередной раз протянуть вам руку для решения проблем ЖКХ. Но давайте, пока ещё не принят бюджет 2007 года, пока есть возможности изменить соответствующие его статьи, давайте исправим кричащее положение дел в ЖКХ в целом. Ведь суть, повторяю, не в сроках ввода в действие этих Жилищного кодекса, а в антисоциальной их сущности. И перенос сроков нужен только для того, чтобы решить главные проблемы: убрать из жизни саму техническую опасность проживания в ветхом жилищном фонде. К сожалению, к 100 миллионам квадратных метров ветхого жилья ежегодно "прирастает" ещё до 10 миллионов квадратных метров. Нам необходимо остановить разрушительные процессы в ЖКХ, замораживание целых поселков и городов, массовые заболевания и гибель людей. Сроки введения в действие статей ЖК нужно перенести потому что вновь организованные так называемые управляющие конторы не имеют ни опыта, ни кадров. Управлять технологически сложнейший системой - ЖКХ - совсем не то же самое, что торговать на рынке - купил, продал, кого-то обманул. Это может легко делать "МММ" или любая подобная структура. А здесь сложнейшие технологии, нарушение которых может привести к замораживанию целого квартала или города, массовым эпидемиям и т.д., ускоренному вымиранию граждан России.

Без изменения соответствующих статей бюджета 2007 года, на чём фракция КПРФ настаивает, все переносы сроков - бутафория и имитация решения проблемы. Бюджет 2007 года по нашему убеждению должен включать совершенно другие расходные  статьи, и совершенно другие объёмы денег обязаны выделяться на жилищно-коммунальное хозяйство, приведение в нормальное техническое состояние инженерных сетей, выполнение запланированных объёмов капитального и текущего ремонта и наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом

Наши предложения по расходным статьям бюджета в несколько раз превышали объёмы, которые реально выделены - они не адекватны назревшим в ЖКХ проблемам. Так, по данным, представленным министром регионального развития РФ В.А.Яковлевым и руководством Госстроя, для решения проблем, назревших в ЖКХ, необходимо порядка 4,5 - 5 трлн. руб. И мы имели не только полное основание, но и возможность вместо 47,3 миллиардам рублей не менее 300 миллиардов уже в этом году направить на решение наболевших вопросов. Но Правительство и "Единая Россия"  не поддержали предложения фракции КПРФ, с которыми я выступал, и  не сделали этого ни в бюджете 2006-го ни 2007-го года. Следовательно, Правительство и "Единая Россия" не желают решать проблемы Жилищного кодекса, улучшения жилищных условий, состояния техническо-инженерных коммуникаций. почему вы не поддерживаете наши предложения и не используете опыт СССР. До 1991 года на сферу ЖКХ выделялось 6,9% расходной части бюджета, сегодня - лишь 0,9%.

Утверждаю, что ваш, господа из правительства и "Единой России", Жилищный кодекс не может быть правовой нормой в социальном государстве. Если его не менять, то наши граждане будут низведены до состояния постоянного животного страха, чтобы их не выселили из квартир и бараков. При этом сами эти дома еже рушатся и люди гибнут.

Фракция КПРФ, разумеется, проголосует за перенос сроков, предоставленных гражданам для выбора способа управления многоквартирными домами, но при этом мы ещё раз заявляем свою позицию:  

Государство обязано отвечать за аварийное состояние инженерных сетей и жилищного фонда  и его последующее содержание и управление им.

Правительство обязано разработать экстренную программу восстановления систем жизнеобеспечения жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии и представить её в Государственную Думу. Программу в чрезвычайном порядке профинансировать из бюджетных средств или средств стабилизационного фонда.

Мы требуем прекратить безудержный рост тарифов платы за газ, за электроэнергию и коммунальные услуги в целом. Эти платежи в сумме не должны превышать 10% дохода семьи.

И в заключение хочу отметить, что основные статьи Конституции  России (в частности, ст.ст. 2, 3, 7, 32) обязывают государство этим заниматься. И мы, депутаты, должны соблюдать Конституцию, а не придумывать законы, противоречащие основным её статьям.

Тогда это будет работа, соответствующая Конституции и российскому законодательству как социального государства. А если мы будем продолжать строить дикий капитализм с его принципами корысти, жажде наживы и человеконенавистничества,  а не человеколюбия и общественной пользы, тогда будет не будет ни России, ни нас.