Несговорчивому Герою России указали на дверь

Как решают кадровые проблемы в ВВС и авиапроме

Для творческого коллектива нет большей беды, чем некомпетентное руководство. При сложившейся порочной практике кадровой политики добиться соответствия компетентности руководства коллектива и сложности стоящих перед ним задач крайне трудно из-за разъедающей всё и вся коррупции. От специалистов, руководителей, которые пытаются препятствовать этому произволу, чиновники (как в промышленности, так и в ВВС) пытаются избавиться под любым предлогом. Иллюстрацией этому явлению может служить пока ещё не законченная эпопея с травлей одного из наиболее выдающихся инженеров и лётчиков-испытателей авиационной техники военного назначения.

Лоббисты торжествуют

«ВЫВЕДЕН В РАСПОРЯЖЕНИЕ в связи с организационно-штатными мероприятиями», проще говоря, отстранен от руководства Испытательным центром его начальник — Герой России, летчик-испытатель 1 класса, кандидат технических наук полковник Николай Михайлович Осыковый. Выведен быстро, срочно, без объяснения причин, с грубыми нарушениями положений Федерального закона «Порядок прохождения военной службы».

Эта весть быстро облетела Главный штаб ВВС, Генеральный штаб и вызвала недоумение как у руководителей, так и у личного состава многих организаций ВС РФ и предприятий, с кем Николаю Михайловичу в силу своей многогранной служебной деятельности приходилось решать совместные задачи.

Причины называют разные, но нужно отдать должное объективности авторов гипотез, которые среди выдвигаемых версий отстранения от должности не употребляют терминов: уголовное дело, взяточничество, коррупция, несоответствие занимаемой должности, взыскания, невыполнение задач, непорядочность, развал коллектива и т.д. Эти понятия чужды жизненной позиции, образу жизни и не могут быть применены к человеку, работающему по 12—14 часов. Тогда за что же?

О причинах отстранения от должности можно судить по тому нездоровому оживлению, которое всё же наблюдается в стане недоброжелателей полковника. К ним прежде всего следует отнести некоторых важных лиц ВВС, умело сочетающих свои должностные обязанности с лоббированием интересов ряда предприятий и собственно руководителей этих предприятий. У них теперь появилась надежда облегчить свою участь за счет принятия на вооружение новых образцов авиационной техники военного назначения (AT), без проведения жесткой оценки в Испытательном центре, возглавляемом полковником Осыковым, и таким образом решить вопрос оправдания затраченных денежных средств из Государственного оборонного заказа малой кровью.

А оживляться, судя по всему, есть резон. Достаточно вспомнить события двух-, трехлетней давности, озабоченный вид данной категории «деятелей от авиации». Тогда очень остро стояли вопросы окончания «с положительной оценкой» государственных испытаний вертолетных комплексов Ми-28, Ансат-У, нового защитного лётно-технического обмундирования для личного состава ВВС и других образцов авиационной техники военного назначения. Руководитель и весь личный состав Испытательного центра заняли тогда принципиальную позицию благодаря чему техника и была доведена до уровня, удовлетворяющего требованиям ВВС. Дело доходило до немыслимых по своей сути постановок задач, когда на испытания сложнейших комплексов отводились, к примеру, одни сутки.

Естественно, при нормальном и законном подходе к решению испытательных задач со сроками всегда выходила промашка из-за неготовности авиационной техники. Сроки плыли, а вместе с ними, видимо, проплывали мимо личного кошелька и чьи-то дивиденды. В противном случае, откуда такое ярко выраженное недовольство действиями ГЛИЦ им. В.П. Чкалова у «руководства» ВВС, которое называет себя «Заказчики AT»?

Кто всегда назывался виновным в срыве сроков? Конечно же, они — испытатели. Это они, мол, не понимают особенностей новых веяний и приоритетов, согласно которым нужно спасать имидж и деловую репутацию предприятия (как правило, ОАО), а уж потом думать о качестве боевой (государственной) техники. Это они, испытатели, не стали отступать от требований руководящих документов и бездумно выполнять «устные» указания великих «деятелей от авиации», которые, впрочем, своих подписей нигде особо не оставляют. Кстати, как и в случае с аттестацией и представлением полковника Осыкового, на которых отсутствуют визы «руководителей» с отрицательным выводом и обоснованием нецелесообразности повторного назначения его на ту же должность. Побоялись. Впрочем, поступили, как всегда, подло и трусливо.

Но как бы там ни было, а дело сделано. Испытательный центр 5 месяцев без руководителя. Честь и достоинство офицера, 30 лет отслужившего в Вооруженных Силах и до сих пор проживающего в офицерском общежитии (в наказание за свою несговорчивость), растоптаны. И самое главное — в очередной раз дан шанс «нуворишам от авиации» утверждаться в мысли о своей силе, правоте и безнаказанности при отстаивании личных интересов за государственный счет.

Им нет дела до тяжелого положения воинской части, несущей боевое дежурство, оставшейся в переходный период без командира. Так же, как и не было дела, когда он четыре года работал без заместителей по лётной работе, по воспитательной работе, по инженерно-авиационной службе (ИАС) и при отсутствии собственно штатной ИАС, при наличии 15 типов летательных аппаратов в части (уникальный случай в ВВС, в который невозможно поверить). Им нет дела до тяжелого морального климата в коллективе. Они за это не отвечают. Читайте Устав, там всё сказано. Никто из них за содеянное не ответит, не их «функционал», и к этому уже привыкли.

Вместе с тем очередной раз искусно использовано неписаное правило чиновников всех мастей: применяй против порядочного человека все подлые приемы. Он не ответит подобным образом, он ведь порядочный. Печально. За всем этим просматривается личный интерес.

Какой же интерес? Хотели бы поделиться с читателем наблюдениями, из которых он, читатель, сам сделает вывод о том, о чем знает весь личный состав Испытательного центра и чего так усердно не желает признавать командование ВВС.

Такие разные офицерские судьбы

Без объявления имен и фамилий расскажем о жизненном пути двух офицеров, просим проанализировать и обдумать. Ровесники, родившиеся в Советском Союзе, только один — в крестьянской семье, жившей до 1970 года в доме под соломенной крышей, а второй — в семье генерал-лейтенанта авиации, который, правда, после суда над ним понижен в воинском звании до полковника. Оба получили образование в советской средней школе, оба воспитаны пионерской и комсомольской организациями, оба поступили в военные вузы и успешно их окончили. Вот, пожалуй, и всё сходство жизненных путей.

После окончания Высшего военного училища лётчиков один из них по распределению дважды пересекает страну с запада на восток и обратно, 5 раз меняет гарнизоны, учится в школе лётчиков-испытателей; 15 лет живет в отдаленном гарнизоне. Учит молодое поколение испытателей, участвует в боевых действиях, лично проводит более 40 видов испытаний техники, осваивает более 20 типов самолетов, становится уникальным летным специалистом 1 класса, летающим на самолетах всех родов авиации. Является единственным человеком в стране, выполняющим дозаправку в воздухе практически на всех типах отечественных самолетов. Подкрепив практику теорией, успешно защищает диссертацию кандидата технических наук по проблемам высокоточного пилотирования летательного аппарата в экстремальных условиях полёта. В течение 10 лет днем и ночью находится на боевом дежурстве, заочно с отличием оканчивает ВВА имени Ю.А. Гагарина, становится руководителем и в 2005 году, имея жену, двоих детей, а из нажитого — холодильник и телевизор, прибывает в Чкаловский на съемную квартиру.

Второй направляется сразу после инженерного ввуза на тот же Чкаловский, где ему и предписано было судьбой пройти свое становление, благо что и родители здесь живут. Наверное, так случайно совпало.

Катапульта для карьеры

Становление второго проходило бурно, быстро и стремительно. Правда, вряд ли кто может вспомнить, сколько и каких испытаний он провел. Но зато успел отметиться фигурантом во многих громких скандалах, таких, как создание подпольных цехов на территории гарнизона; незаконное создание «воинской части» и использование ее атрибутов; незаконное использование аэродрома сторонней «братской» организацией и др. Завершилось это становление грандиозным пожаром штаба «воинской части», сгоревшего дотла. Пожар, однако, не помешал перейти на вышестоящую должность и стать генералом. За пожар ответили другие — настоящие руководители, за спиной у которых он творил свои дела, будучи «человеком приближенным» и пользуясь поддержкой высоких чинов. Из личных достижений «героя» можно отметить строительство кооперативной квартиры, защиту докторской диссертации, выполненной на основе двух кандидатских работ своих подчинённых, по которым он выступал в качестве так называемого научного руководителя, незаконное получение учёного звания «профессор по специальности», при представлении которого он проявил себя незаурядным мошенником...

С 2005 года судьбы наших героев тесно переплелись, и если первый, опираясь на положения действующих руководящих документов, добросовестно и честно проводил государственные принципы и правила испытаний авиационной техники в жизнь, второй, став непосредственным начальником первого, несомненно, стал на путь соглашательства и приспособленчества в новых исторических условиях рыночной экономики, где интересы государства и его обороноспособности никак не вяжутся с задачей обогащения коммерческих организаций, участвующих в процессе создания новых образцов авиационной техники. Различие этих двух подходов и породило нынешнюю ситуацию, в которой были использованы и применены все силовые методы устранения неугодных, неудобных, несговорчивых, непослушных, не преданных лично, а отстаивающих лишь государственные интересы.

Мы не имеем права обсуждать сферу их служебной деятельности, которая, однако, как на ладони протекала на глазах у сотен подчиненных и сослуживцев, которые, несомненно, безошибочно узнают наших персонажей по именам. Узнают и сделают однозначный и правильный вывод об их жизненной позиции, о принесенной пользе и нанесенному ущербу государству своими поступками и деяниями. Так же со всей определенностью, оценивая жизненный путь обоих, можем утверждать, что жизненный путь первого нам импонирует больше, как всякому нормальному человеку.

Судьба второго предрешена и отразится скорее всего негативной страницей в истории ВВС, «руководителем» которых он сам себя нарёк. Всей своей жизнью и поступками человек делает свою судьбу: ведь ничего на свете просто так не происходит, а правда всегда торжествует, что так ярко демонстрируют события последних дней. Остается только сожалеть о том, что руководителям, ответственным за принятие решений, иногда слишком поздно приходит осознание того, что людей, преданных государству, нужно поддерживать и защищать. Правда, есть одно «если»: если руководствоваться государственными интересами.

Адресовано господам начальникам

В качестве выводов можно отметить, господа начальники, следующее:

— да, на данном жизненном отрезке победа на вашей стороне. Да только невдомек вам, что дело не только в Осыковом, Петрове или Сидорове. Дело в сложившейся вековой практике создания образцов авиационной техники военного назначения, практике проведения испытаний AT, системе создания научных школ, выпестованных поколениями наших предшественников, узаконенных основополагающими руководящими документами, ревизии и изменения которых так усердно добиваются представители промышленности, и в чем так усердно помогают им «руководители» ВВС;

— вы забыли, что подпись генерала в акте по испытаниям ничего не стоит без подписи старшего лейтенанта, проводившего их, и она же является решающей;

— не следует забывать, какими умными и прагматичными были наши предшественники по части создания государственных схем испытаний AT, поставившие на первое место в этой схеме ГЛИЦ им В.П. Чкалова как независимую экспертную организацию, что позволило в тяжелейшие времена создавать лучшие образцы мировой AT с назначенными сроками службы 40—50 лет.

К сожалению, сейчас эта практика подвергнута лжеанализу, главной целью которого является отстаивание интересов предприятий промышленности под лозунгами перевооружения ВВС новыми образцами AT и сведение роли ГЛИЦ им. В.П. Чкалова к простому выполнению указаний «сверху». Однако еще есть надежда, что государственные испытания AT будут проводиться в скором времени по тем руководящим документам, которые были написаны нашими предшественниками потом и кровью без их урезания в ущерб качеству принимаемой на вооружение авиационной техники. В это хочется верить.

В силу сложившихся обстоятельств ушел со своей должности исполнявший обязанности начальника вооружения ВВС О.В. Бармин. Надеемся, что руководство ВВС учтет в своей дальнейшей деятельности тот негативный опыт в области испытания авиационной техники военного назначения, о котором говорилось выше.

Георгий СКОПЕЦ. Георгий ШИБАНОВ. г. Москва.

Правда